В традиции Европы генерал-капитан является аналогом командующего округом. В колониальной Испанской империи существовали именно генерал-капитанства, например в составe вице-королевства Перу входило генерал-капитанство Новая Гранада, также генерал-капитанствами были Чили, Куба, Филиппины, Пуэрто-Рико, Гватемала, Санто-Доминго.
В декабре 1593 г. Римский папа Климент VIII направил в ряд государств Восточной Европы с особой миссией хорватского священника Александра Комуловича. Перед ним была поставлена задача посетить Трансильванию, Молдову, Валахию, Речь Посполитую и Московское царство в целях привлечения их к Антитурецкой Лиге, которую намеривался Ватикан создать под эгидой Габсбургской империи.
Особые сложности Комуловичу предстояло преодолеть на территории Речи Посполитой, правительство которой категорически выступало против войны с Турцией. Поэтому папский эмиссар должен был встретиться в тайне от правительственных чиновников с представителями украинского казачества, хрошо известного в Европе своей антитурецкой и антитатарской активностью.
Комуловичу было поручено передать предводителю казаков верительные письма (полученные им, в свою очередь, от ватиканских агентов купцов Монтелупи) и попытаться убедить его совершить поход на Монкастро (ныне Белгород-Днестровский), этим спровоцировав втягивание Речи Посполитой в войну с Турцией [Плохий С.Н. Политика Ватикана в Северном Причерноморье и украинское казачество в конце XVI в. // Международные отношения в бассейне Черного моря в древности и средние века. — Ростов-на-Дону: РГПИ. 1986. — С.117-126].
Письма папы римского к украинским казакам озаглавлены следующим образом: „Избранному благородному мужу, генеральному капитану казаков” и „Избранным сыновьям казацким военным”, в то время как в официальных документах Речи Посполитой вплоть до Зборовского мира 1649 г. военачальник казаков называется только „старшим” (латинское же „капитан” соответствует украинскому „гетман”, восходящему к немецкому „гауптман”). Вероятно, этим титулом папская курия подчеркивала для самих казаков их важность для ватиканской политики.
Письма Климента VIII предводителю казаков и самим казакам были известны историкам, но не были объектом акцентирования их внимания. Между тем названные письма представляют собой уникальный случай непосредственного обращения главы католической церкви к украинскому казачеству. Письма сохранились в ватиканском архиве в фонде «Послания к правителям». В середине XIX в. Они были опубликованы хранителем этого архива А. Тейнером в объемистом археографическом издании «Древние памятники Польши и Литвы» (Theiner A. Vetera monumenta Poloniae et Lithuaniae. — Romae, 1861. — V.III. — P.211-213). В 1953 г. названные письма были перепечатаны в первом томе ватиканского издания «Документы римских понтификов, освещающие историю Украины» (Documenta pontificum Romanorum historiam Ucrainae illustranta. – Romae, 1953. – V.I. – P.233-235), подготовленного отцами-василианами.
Отчет А. Комуловича папе римскому свидетельствует о том, что в мае-июне 1594 г. запорожские казаки во главе с атаманом Богданом Микошинским находились в черноморской экспедиции и поэтому он вынужден был вступить в переговоры с другими отрядами казаков — реестровых казаков снятинского старосты Николая Язловецкого и показачившихся крестьян Северина Наливайко.
Комментариев нет:
Отправить комментарий