Если следовать утверждениям А. Тойнби, у нас господствует ныне ситуация: если украиноязычные граждане бывшего УССР всё же добились независимой от Москвы державы со столицей в Киеве , то теперь проблемма состоит в том, какой "внутренний пролетариат" новой Украины — русскоязычный («укрАинцы») или украиноязычный («украЙИнци») — создатут т.н. "церковь" "религии высшего порядка".
"Церковь религии высшего порядка", по А. Тойнби, являет собой аналог "куколки", из которой предыдущая цивилизация возрождается в последующей. Что-то аналогичное тому, как после сорокалетнего Исхода евреев из Египта (Пасха) и жизни в пустыне Синая евреи получили Закон (Симхат Тора) от консорции "Медный Змей", победившего консорцию "Золотого Тельца" (по убеждению некоторых ученых, объединявших не иудейские, а именно другие семитические этносы, вышедшие вместе с евреями из Египта).
То есть существует историософская проблема — какая цивилизация "возродится" — "Россия-Тартария" (с её архетипом "Странствующего царства") или "Украина-Сарматия" (с архетипом "Заветного царства").
Содействуют этому также "места исторической славы" (Lieux de memoire), которые сакрализируются, превращаются в "теменосы", где человек "входит в ландшафт как субъект".
Для украинцев — это Софийский Собор, Золотые Ворота, Аскольдова могила, Хортица, Великий Луг, Круты, Броды, Карпаты, для русских — Севастополь, места славы русского оружия, Донбасс и тот же Софийский Собор... И этим «теменосам» соответствуют «праздники консолидации» — День Победы как этакая «Красная Пасха» , или День павших героев Крут (Берестечка, Бродов) и жертв (царизма, коммунизма) как этакая «Национальная Голгофа», с соответствующими им лейтмотивами монументального искусства.
Одним из главных «теменосов» оказывается Киев как «азиатский Рим» – культурно-духовный эпицентр движений в направлении к «оздоровлению» «восточного славянства» и «канонического православия». Формально в начале 90-х гг. ХХ в. в незавизимой Украине этот концепт был продекларирован философом поэтессой Ниной Мазур в её интервью на ток-шоу «З Ольгою» (канал ICTV). Таким образом, если Киев – азиатский Рим, то, следуя логике аналогий, Москва – это азиатский Константинополь, имеющий право на наследие от Рима-Киева .
Параллельно этот концепт получил развитие в т.н. «Киевском круге» поэтов и деятелей искусства (преимущественно из окружения Театра русской драмы им. Леси Украинки), политических лозунгах пророссийских кругов (например, Партии Славянского Возрождения, в движении социал-либералов Владимира Гринёва).
Позже, с поправкой на «Киев – Новая Византия» (а Москва остается «Новым Римом») в начале ХХІ в. в этой среде начинает аспространятся православно-культурфилософское движеие «Новая Византия». Представленное изданиями «Самватас», «Зоил», «Византийский Ангел», «Крещатик», «Византийский вектор». В 1993-1994 гг. уже отставник из первого призыва правящих российских демократов Олег Румянцев, который прославился участием в конституционной комиссии РСФСР, вместе с кругом своих конфидентов организовал и провел несколько публичных кампаний в пользу создания Византийского союза с опорой на греко-славянское наследие и культурно-исторический византизм (Греция, Болгария, Югославия, Россия, Украина). Уродство данной концепции состоит в том, если бы Япония в качестве альтернативы синто провозгласила бы доктрину «Новый Китай» только из-за того, что Япония подверглась значительому культурному и духовному влиянию от своего великого континентального соседа.
В России аналогичную позицию «возвращения к Киеву» В. Аксёнов, Р. Рахматуллин, В. Кандыба и др., но фактически первым «киевоцентристом» можно считать русского философа Г. Федотова (эссе «Три столицы», 1926): “…Західняцька спокуса Петербурга та східняцька спокуса Москви – два неминучих зриви Росії, що долаються живим національним духом. У спокусах міцніє сила. З немочі народжується багатство (sic ! –О.Г.). Було б тільки третє, куди звертається у своїх хитаннях стрілка духа. Цим полюсом, нерухомою православною віхою у долі Росії є Київ, тобто ідея Києва”. Да и Н. С. Трубецкой «вздыхал»: «... та культура, которая со времен Петра живет и развивается в России, является органическим и непосредственным продолжением не московской, а киевской, украинской культуры. Это можно проследить по всем отраслям культуры ... на рубеже XVII и XVIII веков произошла украинизация великорусской духовной культуры ...» [Трубецкой Н.С. К украинской проблеме // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык / Вст.стт. Н.И. Толстого и Л.Н. Гумилева; Сост., подгот.текста и коммент. В.М. Живова. – М.: ИГ «Прогресс», «Универс», 1995. – С.365, 367].
Российский шовинист и плакальщик за «упочившим СССР» Александр Проханов в ноябре 2010 г. пытается вдунуть в дряблое тело идеи «Киев – Азиатский Рим» свой «евразийско-советский дух» (от чего в свое время отказался даже его коллега тезка Дугин): «… Последний раз я был в Киеве в дни чернобыльской катастрофы, и мой вертолёт, который пролетал над Святой Софией, Лаврой и дивным весенним разливом Днепра, был окован свинцовыми листами … Находясь в Киеве, прогуливаясь по великолепному, небывало грандиозному имперскому Крещатику, спускаясь по брусчатке к Днепру, созерцая восхитительные, наполненные старинными домами и особняками улицы, посещая киевские храмы, я вдруг остро ощутил всё величие и красоту Украины в целом, с её городами, имена которых звучат для русского сердца как родная величественная музыка: Харьков, Донецк, Херсон, Днепропетровск, Николаев, Севастополь, Симферополь, Керчь, Одесса, Очаков, Львов… И, конечно, во время минувшей поездки огромное впечатление произвела на меня Святая София Киевская. Увенчанная барочными волнообразными золотыми куполами, разукрашенная изнутри резным помпезным, как золотые шёлковые банты, иконостасом, этот древний храм сохраняет грозное аскетическое величие Киевско-Новгородской православной империи. Словно в золотом коконе, готовая превратиться в сверкающую грандиозную бабочку, летящую между трёх океанов, дремлет куколка будущей державы. Этот кокон, созданный из неземных материалов, из метеоритных сплавов, таит в себе ген великого евразийского государства. Оно на протяжении тысячелетий меняло свои столицы, собирало в свою чашу народы, культуры и верования, в середине ХХ века одержало величайшую в истории человечества мистическую победу над злом, стало космодромом, откуда человечество ринулось в космос. Стоя на чугунных плитах храма под высоким куполом, откуда строго и грозно смотрел на меня Пантократор, окружённый ангелами, глядя в золотую сияющую нишу, из которой простёрла ко мне руки Оранта, я остро и молитвенно ощутил реальность Пятой империи, судьба которой находится не в руках политических лидеров, не в умах идеологов, но в этом золотом предельно напряжённом пространстве, готовом развернуться в бесконечность» (Проханов А. Золотой кокон империи - http://www.gidepark.ru/user/alexandrprohanov/article/128228).
Напрашивается параллель с географически локализированной Меккой, в направлении к которой следует совершать намаз. Или как для А. Гитлера таким материализированным и «укутанным магией» центром национал-социалистического движения стал Мюнхен…
Правда, не все в «русском мире» однозначно относительно Киева. Например, Архиепископ Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких) недавно разразился докладом тему «Киевской идеи» как ложной альтернативы «Русскому Миру» на московской конференции "Научный православный взгляд на ложные исторические учения".
Комментариев нет:
Отправить комментарий