Сарматы от начала появления на европейской арене славились как умелые воины. Овидий, который наблюдал сарматов непосредственно в дельте Дуная, говорил о том, что между ними нет ни одного, кто бы не носил бы лук и синих от змеиного яда стрел [Овидий, V, 7, 12-20]. О "бросающем огромное копье сармате" пишет Валерий Флакк [Флакк, "Аргонавтика", VI, 162], об их воинственности — Либаний: "народ кровожадный и посвященный Арею, который считает спокойствие за несчастье". "Сарматы не живут в городах и даже не имеют постоянных мест проживания, они вечно живут лагерем, перевозя свое имущество и богатство туда, куда привлекают их лучшие пастбища или заставляют … враги; племя воинственное, свободное, непокорное и к том у же жестокое и безжалостное, что даже женщины воюют наравне с мужчинами" [Помпоний Мела, III, 33] [см.: Ковалевская В. Б. Кавказ и аланы: Века и народы. — М.: Наука, Гл.ред.восточ.лит-ры, 1984. — С. 78-79]. Кроме того, как замечает Иордан, у сарматов был обычай носить именно германские имена [“Getica”, 58], а сарматки славились своей воинственностью и ездой верхом рядом с мужчинами
[Евстафий Солунський," Комментарии "Иллиады", 1159,51 (XVIII, 514); Иоанн Цец, "История", XII, 868; Dion, "Per", 654]. Также крылатые когорты Рима вербовались и с родственной сарматам ираноязычной Коммагены, из Каппадокии, Киликии, Понта, где глубоко пустила корни иранская религия Непобедимого Солнца Митры, памятники которой простираются с берегов Дуная через Германию до гор Шотландии. Например, автор конца IV в. Латиний Пакат Дрепаний писал: "Под вождями и знаменами римскими шел повержен ный некогда враг Рима: гот, гунн и алан откликался на перекличке, стоял на страже и боялся отметки об отсутствии" [Дрепаний, 32], а епископ Синезий из Египта писал императору Константинополя Аркадию : "... Нельзя не испытывать страха, видя отряды молодых воинов, воспитанных в чужих нам норовах, которые живут своими обычаями и замишляют враждебные к нам планы ... В каждом маленьком чинном доме найдем раба-скифа ... Достойно удивления, что эти блондины-варвары, которые носят ... распущенные волосы, у одних выполняют роль прислуги, а в политическом занимают руководящие места " [Ковалевская В. Б. Кавказ и аланы: Века и народы. — М.: Наука, Гл.ред.восточ.лит-ры, 1984. — С . 96].
Возможно, что мифологический рассказ о вторжении в соседнюю Ирландию божественного Племени богини Дану (Туата Де Дананн; валлийцяам известная мифическая семьья Дон, о которой рассказывает Ч етвертая ветка Мабиногион) есть ничто иное, как на самом деле экспедиция римских легионеров-сарматов.
Произошло, по нашему мнению, забвение истинного факта римско-аланськой интервенции, аналогично тому, как во времена Прокопия Кессарийского даже сами римляне не помнили, кто соорудил валы на севере Британии, а соотносили сооружение «стены» (т.е. Адрианових валов) к самим древним жителям острова, да еще, явно одалживая эти представления от новых поселенцев на острове (англо-саксов). Они определяли земли за стеной местом, где обитают души умерших, которых перевозят на кораблях с континента [Прокопий Кессарийський, "Война с готамы", VIII, 20 :42-57] [Прокопий из Кесариы. Война с готамы / Пер. С греч. Вступ.ст. З. В. Удальцовой. — М.: Изд-во АН СССР, 1950. — С. 442-444]. Тем более, что на смену Племенам богини Дану, которым они вынуждены передать власть над Ирландией, пришли "сыновья Миля", в названии которых все исследователи видят латинское miles "солдат", т.е. на смену разведывательно-колониальной экспедиции сармато-алан как римских легионеров приходят романизированные кельты.
Сами римские легионеры были родом с берегов сарматских Дуная, Дона, Днепра и Днестра (ср. с ирл. Duine "человек"; в ведичной традиции богиня Дану является супругойпарного божества Митры-Варуны и матерью Вритры —врага героя Индры). Поражает, что хотя Племена Дану и овеяны героическим ореолом и почитаниемв ирландской традиции, однако налицо более ранняя позиция, согласнокоторой не следует испытывать к ним никакого уважения [Рис А., Рис Б. Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландиы и Уэльсе / Пер . С англ. ипослесл.Т.А. Михайловой.—М.: Энигма, 1999.—С. 33].
Обусловлено это явной чужородностью Племени богини Дану для кельтов (хотя происходящий из него бог-герой Дагда считается основателем друидизма) и, наконец, поражением от партии радикальных кельтиберниев во главе с Милем. Туата Де Дананн отошли внутрь холмов (side) и волшебнвых мест (sidbrugaib). Но верховный король Племени богини Дану Мананнан (у валлийцев: Манауидан) Мак Лир (Мананнан Сын Моря) живет за морем в Емайн Аблах (Емайн Яблок), аналогичном бритскому Аваллону (возможно, имеется в виду посвященный этому королю остров Мэн). Собственно он дарит королеве Кормаку Мак Арту волшебную золотую чашу, которая, если над ней сказать три лжи, распадается на три части, а если сказать три правды, то она вновь становится целой.
Также враждебная на землях Ирландии и родственная Племенам богини Дану группа Фир Болг ("Мешочный народ") считается сыновьями Гумойра, потомков Данауса и Грека, сыновей Понта [Предания и мифы средневековой Ирландиы / Под ред. Г. К. Косикова. Сост., Перевод , Вступ. ст. икоммент. С. В. Шкунаева. — М.: Изд-во МГУ, 1991 .— С. 235-236].
Известно, что кельты-галаты (три племени: трокмы, вольки-тектосаги, "имеющие страсть к путешествиям" и толистобоги) в Малой Азии собственно унаследовали земли, которые ранее завоевали киммерийцы и эта наследственность во владении могла отразиться в мифологичний генеалогии кельтов (Гумойр = Киммериец), а галаты времен апостола Павла вполне могли быть посредниками христианизации Кельтського мира.
Также отряд кельтских наемников был в понтийской армии Митридата [App., Mithr, III] и считается, что именно им принадлежали ритуальный кельтський котел, найденный в кургане Садовомвозле Новочеркасска, и кельтський шлем, найденный возле хутора Веселого (на Нижнем Дону) [Капошина С. И. Кельтский котел из Садового кургана у Новочеркасска // Краткие сообщения Института археологиы.—М., 1969. —№116. —С. 76-79; Капошина С. И. Сарматы на Нижнем Дону // Античная история и культура Средиземноморья и Причерноморья: Сб. стт. —Л.: Наука, Ленинград. отд-ние, 1968.—С. 164, 166].Также, за Приском Паннийским, значительная часть кельтских племен (амилзуры, итимары, тоносуры, войски) жила вдоль Дуная (кельт. "Данубис") в Паннонии и вдоль до северного побережья Черного моря и были истреблены только гуннамы дяди Аттилы Руи (Ругилы) в 420-х гг. (гунны и готы часто тогдашними европейскими авторами называются еще и скифами).
В "Битве возле Маг Туиред" Племени Данну с народом фоморов (Fo-Moire), жестоким и вражеским, отождествляются скифы [Предания и мифы средневековой Ирландии/ Под ред. Г. К. Косикова. Сост.,перевод, вступ. ст.икоммент. С. В. Шкунаева.—М.: Изд-во МГУ, 1991.—С. 38], что вполне понятно из исторического противостояния сарматов (носители прохоровской культуры) и скифов (и потомков последних — носителей зарубинецкой археологической культуры). Например, Диодор Сицилийский пишет: "... Галльские народности наиболее удаляются к северу и соседние скифы настолько свирепы, что они пожирають людей; то же рассказывают и относительно бретонцев, населяющих остров Ирин (Ирландию)". Также: "... Слава об их [кельтов, — О.Г.] храбрость и варварство установилась издавна, ибо под именем киммерийцев они в прошлые времена опустошили Азию. Это они взяли Рим, разрушили храм в Дельфах, подчинили дани большую часть Европы и Азии, и в Азии, завладев землей побежденных, образовали смешанное племя галлогреков" [Diodor Sic, 1:32]. Также интересной в этом смысле становится концепция Я.Росен-Пшеворськойо скифском происхождении кельтских друидов [Rosen-Przeworska J . Tradycje celtyckie w obrzedowosci Protoslowian. — Wroclaw, 1964. — S.131-136; Казакевич Г.М. Жрецька організація стародавніх кельтів та її еволюція (ІІ т. до н.е. — І ст. н.е.): Автореф. дис. ... канд.іст.наук. — К.: Вид-во КНУ, 2004. — С.7].
Думается, что западно-евразийська схема противостояния "киммерийцы — скифы — сарматы" была наложена как матрица на этническую историю Ирландии: Фир Болг — фоморы — племена богини Дану ина историю германцев: йотуны — ванны — ассы.
Аналогична и, возможно, более архаична калька, имеющаяся в кавказском нартском эпосе аланського происхождения: Алагата — Бората — Ахсартагката (последние — потомки Дзерассы, дочери владельца водного царства Донбеттира и проявляют именно тождество с сарматами-акацирамы, нанятых Римом для обороны Херсонеса от Боспора). Показательно, что у кавказких адыгов существует поговорка: "Ты не черт и не шармат, откуда ты взялся?", а в грузинском языке слово "цармати" означает "язычник", а в языках вайнахов (чечены и ингуши) словом "царьмат" называют страшного, чужого человека.
Данное наложения мифологических "матриц" осуществлено было именно сарматскими (аланскими) всадниками-легионерами, и это предание принадлежало к общему контексту посвящения (инициации) во "всадника" ("рицаря").
По мнению М. Элиаде, к инициации рыцаря-всадника отнесено само предание о Граале: "... здесь всегда присутствует мотив долгого и напряженного поиска волшебных предметов, который требует, кроме всего прочего, проникновения героя в мир иной ... В правилах допуска в группу воинов, которой руководит Артур, можно расшифровать некоторые испытания при поступлении в тайное общество типа "мужского союза" ... Многочисленные испытания, через которые проходят персонажи артуровского цикла, принадлежат к той же категории: в результате поисков герои лечат таинственную болезнь короля и, сделав это, возрождают "Опустошенную землю" или сами становятся суверенами. Известно, что функции власти связаны с ритуалом посвящения" [Элиаде М. Тайные общества: Обряды, инициациы и посвящения / Пер. с франц . — К.: София; М.: Гелиос, 2002. — С . 310-311].
То, что Грааль неизбежно связан с девой-хранительницей (которая, даже, несмотря на некоторые возражения, тоже может"искать Грааль"), вызывает в памяти версию, базированную на археологических артефактах [Чежина Е.Ф. Уникальная надпись на раннескифской псалии из Южного Приуралья // Советская археология. — М., 1989. — № 1. — С. 261-264], а именно — отождествление амазонок, которые вернулись из Фемиксиры в Малой Азии в степи к северу от Кавказа, с сарматами (савроматами; дв.-иран. saoromant "опоясаный мечом"), которые, по Диодору Сицилийскому, переселились из Мидии к Танаису, будучи непосредственно связаны с передньоазиатськимипоходами скифов [Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии иКавказе / / Вестник древней истории .—1947.—№4.—С. 251].
Со скифо-сарматами и их представлениями об амазонках кельты (галаты) могли непосредственно столкнуться еще в Северном Причерноморье, когда в конце III —начале II вв. до н.э., по данным декрета Протогена, в союзе с германцами-скирами угрожали Ольвии, а соседние земли Великой Скифии были опустошены сарматами. Собственно кельтскими есть поселения Бовшив на Днестре (Ив.-Фр. обл.) и поселение возле села Залесье в устье Припяти. Следствием этих контактов явились такие археологические культуры, как зарубинецкая и Поянешты-Лукашовка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий