Вопрос: Чем для вас, многолетнего исследователя мировоззренческих течений, являются «новые правые»? Могли бы Вы сформулировать их идею кратко, чётко и понятно для каждого?
Ответ: Сущность идеологии «новых правых» (Nouvelle Droite, New Right, Neu Rechte) состоит в радикальной противоположности, во-первых, социал-демократической идеологии с её постулированием «всеобщего освобождения каждого конкретного человека», в том числе — освобождение и от морали, обязательств, человечности. Именно в социалистическом движении родились и коммунизм, и фашизм, и нацизм. Во-вторых, «новые правые» не воспринимают центристской, либеральной доктрины с её акцентом только на свободе, что, в конечном итоге, ведет к своеволию одних над другими. Яркий пример последнего — деятельность транснациональных корпораций. «Новые правые» — это анти-социал-демократия и анти-либерализм. Это, если говорить о негативном, апофатическом определении «новых правых». Т.е. то, против чего они кардинально выступают.
А вот что касается позитивного,
как говорят философы, «катафатического» определения понятия, «новые правые» — это движение европейских «новых правых», основанное на том, что рыночной должна быть экономика, а не общество, технологическим должно быть производство, а не жизнь.
Да, «новые правые» постулируют принцип «открытого общества». Но не только как «гражданского общества», где постулируется равенство перед правом (но не равенство социальное, ибо каждый индивид занимает определенную нишу-функцию внутри общества), а открытого в первую очередь трансцендентному началу (Абсолюту, Богу), который инициирует себя в личности путём Традиции.
Вопрос: Традиции какой: христианской, языческой? ..
Ответ: «Новые правые» называют её «интегральной» или «примордиальной», «изначальной». Её невозможно достичь самому путем каких-либо штудий (как это делают каббалисты) или упражнений (что практикуют йоги или кришнаиты). В Традицию посвящают, инициируют. Примордиальная традиция ставит задание достижения единства с окружающим миром. Достижения целостного бытия как нерасчлененного единства сознания, чувства и воли.
Но не следует отождествлять представителей движения Традиции с некими эзотерическими сектами, теософами, «новыми тамплиерами-розенкрейцерами» или масонами. Позиция всех этих групп — это лишь какие-то тусклые отблески теней, «недопосавящения», разрозненные и несущественные элементы истинной Традиции. Если Каббала настаивает на том, что всё, что человек познает о себе и мире, он познает сам и в себе, «эзотерически», в отличие от окружающих его людей, то примордиальная Традиция соборна, в ней человек рассматривается как макрокосмос, что временно помещен в тварном микрокосмосе, а истинное знание Традиции постигается через мистическую интуицию как откровение Абсолюта. Любые попытки самостоятельно, по собственной воле, достичь спрятанные знания о духовном мире, который трансцендентен нашему материальному миру, недоступен нашим чувствам, желание своевольно достичь с помощью мистического экстаза слияния с трансцендентным бытием, не более, чем соблазн строительства Вавилонской башни для сведения небес на землю. Одной из таких революций духа против тенденции строительства «вавилонской башни» был, например, Ислам. Его последователи считают, что продолжают революцию, которую 4300 лет тому осуществил Ибрагим (библейский Авраам). Он выступил с полным отрицанием зависимости человека от сил природы, от каких-бы-то идолов, от «космических энергий», «высших разумов» — всего того, что так популярно в современную эпоху, которую можно определять как «неоязыческую», возрождения язычества. Т.е., как констатирует известный философ-традиционалист Гейдар Джемаль, то, что сегодня называется прогрессивным модернистским западным обществом, в действительности, есть восстановлением языческого сознания времен Римской империи, Египта и Вавилона.
Вопрос: А это утверждение можно продемонстрировать фактами?
Ответ: Римское общество в период заката Империи удивительно напоминает современную цивилизацию. То же общество потребителей, нежелающих ни воевать, ни работать. Бабла навалом, колонии, рабы и т.д. Все это стимулировало римлян к насыщенному досугу. К индустрии наслаждений и удовольствий. В результате римляне стали мельчать. Порода стремительно деградировала. Берега теплых морей были застроены курортами. Со всего мира свозились красавицы, которые обслуживали наследников великой истории в огромном количестве публичных домов.
Гомосексуализм и всяческий разврат цвел пышным цветом.
Эротические наряды, контрацепция, изощренная кухня, бани, массажные салоны – все это Рим. Изготовление и потребление изысканной пищи стало искусством. Ели не для насыщения, а для удовлетворения вкусовых рецепторов. При объедении специальный раб мягким перышком вызывал рвоту у римского эстета, он блевал, после чего жрал опять. Благодаря такому способу пиры продолжались неделями, а жратва потреблялась телегами. К этому времени религия Рима тоже деградировала. Пантеон трещал от новых богов, которых привозили со всех окраин Империи. На экзотических богов появилась мода. Сегодня высшее общество тусовалось в одном храме, завтра в другом. Все тусовки сопровождались оргиями и обильными возлияниями. Эталон женской красоты тоже претерпел заметные изменения. Статуи классического периода – это сильные, здоровые женщины, способные без особого труда носить и рожать мощное потомство, то в поздний период мы видим столь знакомую нам утонченность или грацилизацию. Мужчинам перестали нравиться сильные женщины. Их потянуло на слабых и хрупких женщин-подростков. Я так думаю, это связано с измельчанием мужской психики. Для нормальных отношений с женщиной мужчине необходимо доминировать, преобладать. Только в этом случае происходит возбуждение и у него, и у женщины, после чего полноценный секс и быт. Но с какого-то периода римские мужички потеряли способность доминировать над сильной и здоровой во всех отношениях бабой. Для нормальных отношений понадобились очень слабые. Ответной реакцией женщин стала мода на худобу, диету, и… не удивляйтесь – шейпинг. Римские барышни, чтобы соответствовать запросам кавалеров усиленно посещали бани и тягали железо. Достаточно посмотреть на фрески и мозаики этого периода …
Вопрос: Кто являются ключевыми выразителями пути Традиции в понимании украинских «новых правых»?
Ответ: Это — философы, публицисты, писатели, художники, актеры и режисеры, даже фотомодели и рок- и поп-певцы, которые в разное время, иногда совсем с противоположных позиций, пришли в лагерь «новых правых», внося в движение и что-то своё, в казалось бы, уже сформированное движение, которое еще называют «третий путь» (в отличие от либерально-демократического и социал-коммунистического движений). Среди имен можно назвать таки (при желании каждый может найти о них достаточно информации): французы Рене Генон, Ален де Бенуа, Луис Повель, Ив Бло, Морис Дрюон, Пьер Виаль, Роже Гароди, Эжен Ионеско, румыны Эмилиу Чоран, Мирча Элиаде, бельгийцы Жак Тириар, Роббер Стойкерс, итальянцы Юлиус Эвола, Роберто Ассаджоли, Клаудио Мути, Джанфранко Мильо, испанец Рауль Фернандо Марон, аргентинец Хорхе Анхель Ливрага, бразилец Жоржи Амаду, немцы Герман Вирт, Артур Мюллер Ван ден Брук, Карл Шмитт, Эрнст Юнгер, Карл Густав Юнг, Пьер Кребс, Юрген Ригер, Кристоф Пан, Франц Шонхубер, Гюнтер Машке, австриец Конрад Лоренц, швейцарец Армин Молер, англичанин Трой Соузгейт, японцы Юкио Мисима и Акира Куросава, россияне Аркадий Ровнер, Александр Дугин, Гейдар Джемаль, Сергей Иванов, Павел Тулаев, украинцы Олесь Бердник, Василь Лупинис, Дмитро Корчинский, Игорь Каганец, иранцы Сеид Хосейн Наср и Али Шариати, ирландка Шинеад О’Коннор, индусы Ауробиндо Гхош и Бхагаван Дас, американцы Линдон Ларуш, Даниел Белл, Теренс Маккена, идеологи национал-нагвализма Хосе Аргуэльес и Клаудио Наранхо. Некоторые относят к «пути Традиции» и Карлоса Кастанеду и его Лос-Анджелесскую школу, но к ним следует относиться с осторожностью. Доктрина последних — для укрепления духа и воли «природного человека» американской сельвы, который попал в условия враждебной ему урбанистической цивилизации, в то время как мы живем в ней как «рыба в воде».
Главными представителями «новых правых», разделяющими их манифест «Майастра: Возрождение Европы», являются Группа исследования и изучения европейской традиции (ГРЕССЕ), ассоциации «Европейские Синергии», «Туле-семинар», «Терра и пуэбло», «Новый Акрополь», издательства «Коперник», «Лабиринт», «Арктогея», журналы «Атеней», «Нувель эколь», «Элеман», «Кризис», «Этюд е Решерш», «Критикон», «Этаппе», «Юнге Фрайхайт», «Магазин эбдо», «Культура правых», «Волюар», «Ориентасьон», «Элементы», «Атеней», «Милый ангел». А интернет-представительствам «несть числа». Есть даже свой аналог энциклопедии — «Метапедия».
Вопрос: У коммунистов есть лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», а в УНА-УСО — «Сила, Порядок, Благополучие». А каким лозунгом можна было бы определить позицию «новых правых»?
Ответ: Это зависит от определенных культурных традиций. Например, у французских «новых правых» принципы их несут явно гностический оттенок — «Знать, Желать, Действовать!», а у немецких — «Да Будет!».
Вопрос: Не кажется ли Вам, что люди устали от разных идеологий, что они хотят просто жить, быть обеспеченными, развлекаться, любить и быть любимыми?
Ответ: Да, по крайней мере, все соглашаются, что государство нужно, хотя бы в качестве этакого «ночного сторожа», хранителя спокойствия и освобождения от страха от своеволия со стороны некоего объекта. Я не говорю уже даже об обеспечении элементарными нуждами — вода, тепло, свет (по мнению «новых правых»), эти нужды должно оплачивать государство в обмен на выполнение индивилдом своих общественных функций, как это имело место в кастовом Риме, где даже пролетарии, т.е неработающие люмпены, поддерживались на надлежащем уровне достатка с целью для «производства» потомства — римского народа).
Упадок интереса к какой-либо идеологии — это только верхнее изменение содержания современного общества. В реальности, представить себе государственную систему без идеологии — означает представить общество без конфликта и народ без надежды. Это явление невозможно. Не иметь никакой идеологии — это тоже идеология.
Да, идеология ныне перестала быть определяющим показателем для общественного сознания. Но её место сейчас вновь занял миф как утешающие-очищающий ориентир.
Если греки утешались-очищались, «катарсировали» в театре, наблюдая коллизии мифических деяний, а древние римляне — в колизеях, наблюдая космогонические гладиаторские бои между группами «цивилизированных» и «варваров», то для современного человека такой ареной стало телевидение, где мифологические сюжеты разыгрываются носителями архетипов современной цивилизаии — Добро, Зло, Непобедимый Герой, Галантный Рыцарь. Изменница-Любимая, верный Друг, Чудак-Учёный и т.д[1]. Также, если идеология сначала абстрактно проектирует определенные общественные формы, а потом пытается «втиснуть» их в реальность, то миф, наоборот, рождается в сфере конкретно-чувственных представлений и только затем рождается как идея — «атомарное абстрактное представление». Т.е. идея, в том числе и украинская национальная, ростет не из атома к универсуму, а наоборот — универсум сжимается к сингулярной точке — «атома сердца», или, если принимать терминологию восточной традиции, к «точке в сердце». Миф активирует неиндивидуальные формы психической жизни, рождает явления массовой культуры, массовое сознание.
Но не следует забывать, что все «качественно новое» всегда рождается в сфере неканонического, маргинального, сначала непринятого. Поэтому «новые правые» с интересом наблюдают за апофеозо современной массовой культуры — «поп-музыке». Кстати, Сергей Кара-Мурза как-то заметил, что для нашей молодёжи, не понимающей языка, рок- и поп-песни — только дивные, чарующие звуки, полные чувственности. Образы, которые этой музыкой рождаются, являются в нашем воображен6ии, мы их домысливаем из подручного родного этнического материала. Эта музыка — шаманство, «дионисийство», а совсем не попса, как для американского тинейджера. Именно шаман является творцом новых мифов, он приносит их «оттуда» как определенные «откровения». Другая вещь то, что шаманство — это явление несколько духовно еретическое в отношении к существующей традиции. Но возможно, что ошибки на пути поиска Традиции более приятны Сущему, а не тупая крушащая злоба материализма.
Вопрос: В чём, по Вашему мнению, преимущества «новых правых» в сравнении с другими политическими течениями?
Ответ: Современные «новые правые» стойки к радикалистским искушениям. Если они и говорят о «Консервативной Революции», то только в качестве метаполитической эволюционной программы для создания «альтернативной культуры» («синергии») и «морального большинства». Базируются на «аполитее», независимости, «эмансипации» от того ипа государства, который родил индустриальную цивилизацию и Просвещение.
«Новые правые» владеют целостным видением перехода от бытия надлежащего к бытию реальному. Благодаря этому они сформулировали концепцию, рождающую политическую волю осуществить этот переход. «Новые правые» ставят задание на преобразование безликой массы избирателей и налогоплательщиков в народ, состоящий из волевых «я». На наших глазах появляется такой тип общества, который становится по определению негосударственным и внегосударственным («дезэтатизация»). Или, вернее, можна говорить о смене государственного своего характера в направлении к «трансцендентальному», «органическому» характеру, характерному для украинцев.
Например, философ-постмодернист Жан Бодрияр констатировал, что происходит выход масс в область частной жизни, и это есть непосредствеенным вызовом политической жизни, гибель как политической воли народа и индивида, так политического представительства государства. Ныне эта «измена масс» обрела тотальный характер. Интересно, что именно украинский народ осуществляет такой эпохальный дезэтатизационный сдвиг: он впервые отделяет себя от государственной идеи и отстаивает права на неограниченную свободу индивида. Первоочередным становится освоение «внутренней», «эмбриональной» действительности и жажда к исследованию подсознательных сфер человеческой психики. «Новые правые» осознают, что жесткий авторитаризм «не срабатывает» в современную эпоху, где первую скрипку играет индивидуальный акт самоопределения. В отличие от древнего племени или клана как жёстко структурированного образования с контролированным членством ныне существуют новые группы, функционирующие исключительно по причине индивидуальных решений, а стоит индивидам передумать или потерять свой первоначальный энтузиазм и решительность, — и такое сообщество исчезает.
По этому, по мнению «новых правых», обеспечить более успешное исполнение их программы может метод «нюансированной демиургии», который удачно описал русский традиционалист диакон Андрей Кураев. Этот метод существует в нарративных текстах типа жанра «фентези» или «детектива» — казалось бы нереальные, миры «фентези» впитываются в реальность и изменяют её. Происходит своеобразная «экспансия ирреального». Человек ещё не согласился с новым измерением, но ему предлагают мыслить в определенных понятиях — и, в конце концов, мир «Матрицы», «Космических войн», «Сейлормун» или «Властелина колец» становится реальным миром, его «жизненные ценности» вростают в образы бытия, делают его реальным для других, вступают в космогоническую борьбу с инерцией явленного бытия.
Вопрос: Не является ли движение «новых правых» чем-то чужим, неприсущим для Украины, искусственной пересадкой западных и евразийских идей на другую, не совсем подходящую почву?
Ответ: Украинские романтики, Тарас Шевченко, Леся Украинка, Иван Франко, «хатяны» и «младомузовцы» использовали именно такой метод «ньюансированной демиургии». Они преобразовали мир украинской идеи в реальность для других, мобилизировали вокруг него всех «свидомых украинцев» к «национальному деланию». Мифотворец Тарас Шевченко сдемиургировал такой мир, что вся наша ментальность базируется на персональном словаре его «ньюансированной демиургии», взятом с легенд, фольклора и авторского воображения. Украинские «новые правые» предлагают новое прочтение всей украинской традиции, предлагают реализацию возможных, но ещё не реализированных проектов нашей культуры.
Программа «новых правых» достигает корнями глубинных архетипов — врожденных психических структур, пребывающих в так называемом «коллективном бессознательном» нации и составляют базис общечеловеческой символики. Их человек воспринимает интуитивным образом. Поэтому такое внимание к «мистической интуиции» и традициям, практикующим её — православному исихазму, католическому розариуму, исламскому суфизму, индуистскому тантризму, даосизму, дзэн-буддизму… Беря начало в инстинктах, архетипы являют себя на «поверхности» сознания в форме разного рода видений, представлений, снов, сказок, мифов и т.д. Из-за того, что архетипы являются универсальными, присущими всем людям и устроены в «базовый коллективный субстрат человеческой души», их символизм вызывает одинаковые чувства, стимулирует одинаковые элементарные импульсы, которые или возбуждают или затормаживают моторные нервные клетки и этим механически вызывают аналогичные поведенческие реакции на определенный стимул.
Исходя из этого, «новые правые» ставят задачей «перепрограммировать» базисный набор архетипов у каждой личности путем групповой динамики (влияния окружения на личность как на мыслящего, чувствующего и активно действующего участника реальных событий). Каждый индивид должен путём «творческого воображения» в своём бытии активизировать те архетипы, которые являются формообразующей силой — «пайдеумой», «пансофией» — души его расы или этноса. Пробуждая те или иные архетипы, тем самым, становится возможным постичь глубинное всеединство Бытия. Это предоставит возможность преодолеть гордыню самоутверждения человеческой природы, которая внутренне пуста, расколота, пребывает вмучениях осознания противоречий познания и жизни, явственного и надлежащего, не поддающиеся разрешению. Последнее очень удачно описали Сартр, Камю, Маркузе, Стус, Элиот …
Основной формой, осуществляющей «активизацию» национальных базовых архетипов, по мнению большинства «новых правых, есть так называемая «родная (нативистическая) религия» — источник сакральных ценностей, владеющих универсальным значением и абсолютным авторитетом для всех членов общества. Особенно радикальное выражение нативизм получил на пространстве американского континента: сначала как «пейотизм» — антитезис на позицию (тезис) колонизаторов-христиан, а потом как «национал-нагвализм» — «синтез» этих тезиса и антитезиса для исполнения «настоящей» американской миссии в мире, в то время как приход европейцев и современная «атлантистская» политика США — это только средства реализации этого проекта. Например, создатель антропософии Рудольф Штайнер рассматривается как «скрытый» реализатор идей «нагвализма», которые со временем для широкой общественности открыли Карлос Кастанеда и его последователи-неошаманисты. «Новые правые» с вниманием и интересом изучают борьбу с «европоцентризмом» и сциентизмом у предыдущих поколений 50-80-х годов ХХ века, доктрины «битников», негритюда, коншиеншизма, карибского растафарианства, австралийского мейтшипа, ацтеко-майянской трансперсоналистической психотехники, неосуфизма, неоведантизма, японской неантропоцентрической (экстравертной) модели гуманизма и т.д.
«Новые правые» осознают, что сейчас в мире происходит экстраординарный кризис культуры, когда кризис чувствуют искусство, наука, философия, религия, право, политика, и в процессе перехода от одного типа культуры, от «чувственного», к другому, «идеационалистского», как их определял социолог Питирим Сорокин, рождается новая, глобальная, всепланетарная цивилизация с иным типом культурных ценностей и норм. Достойно принять вызов этого кризиса — одно из заданий современных «новых правых».
Вопрос: Видимо, не последнее место в программе «новых правых» предоставлено системе образования?
Ответ: Всё наше образование формировалось на «изготовлении» человека массы — безликого «строителя коммунизма». Большинство населения как бывшего СССР, так и Европы отрезано от культуры университетского типа. Школа была отделена от вуза, то есть той формы школы христианско-средневекового происхождения, дававшей всему обществу целостное дисциплинарное представление о мире. Создание альтернативы этому состоянию дел — реальная тактическая задача «новых правых».
Вопрос: Что препятствует становлению «новых правых» в современной Украине?
Ответ: Прежде всего, «новые правые» — это не конкретная политическая партия или блок. Их представители присутствуют в широком спектре от национал-демократов и крайних националистов до либерально-демократического и «розово-зеленого» спектра. Да, были попытки представить как «новых правых» т.н. партию «Озиме покоління” (см. интервью с Валерием Хорошковским в «Голосе Украины» от 28 февраля 2002 года), а также «Трудовую Украину», Народно-демократическую партию и откол от неё — Народную партию «Собор», которая затем объединилась с Республиканской партией. в Грузии и России, например, также существуют партии с названием Новые правые… Но все они — откровенно либерально-центристские, хотя и заигрывают с правой идеей. Например, много партий вносили в свои программы некоторые положения европейских «новых правых» и неоконсерваторов («тэтчеризм», «фордизм», регионализация). Но эти идеи срабатывают только в «сытых» странах. За них голосует тот системный электорат, желающий чтото видоизменить, реконструировать, улучшить. У нас же кардинально другая ситуация. Как заметил украинский философ Сергей Грабовский, стоит частоте тока достаточно отклонится от 50 герц — и Украина «западется сама в себя»: произойдет распад энергосистемы, прекратится подача городам энергии и тепла. Т.е. в любой момент может начатся цепная реакция распада урбанистической среды, деиндустриализация и возвращение от несбалансированного Модерна к Премодерну, как это демонстрируют в популярных «фильмах катастроф» — со всеми ментальными последствиями, вледствие чего будет всеобщий крах всех зародишей современной цивилизации.
Также не правильно отождествлять «новых правых» с популярным ныне движением популистов (так называемых Народных партий), в Дании, Нидерландах, Австрии, Франции, России. Последние — как вот Йорг Хайдер, Жан-Мари Ле Пен, Сильвио Берлускони, Пим Фортейн, Пиа Кьерсгаад — просто используют «правую» фразу, они больше обеспокоены нашествием мигрантов из «третьего мира», уменшением в связи с этим социального обеспечения самих европейцев. Это очень меркантилистическое движение. Оно принимает за образец Государство Израиль, основанное на принципе полного восстановления архаической традиции, на этническом и расовом базисе. По мнению популистов, Европа должна базироваться на «чистых» европейских (протестантских, католических или православных) принципах, на принципе единой Европы Наций. Европейский дом, но у каждой нации в нем — своя частная квартира, где можно даже «частно» поколачивать собственную жену, собственных детей, падчериц и прислугу… Не более.
Вопрос: В чём вы видете специфику украинских «новых правых», их идеологии?
Ответ: Обычные правые (консерваторы и неоконсерваторы) закат Европы датируют от времени Великой французской революции в конце ХУІІІ века, а апофеозом её считают революцию Мая 1968 года, когда Европа присягнула на верность культурному марксизму, абортам, эвтаназии и феминизму, праву гомосексуалистов заключать браки.
Европейские «новые правые», поддавая критике буржуазную демократию, «мягкий тоталитаризм», индивидуализм, псевдонационализм, корень всех бед видят именно в саой «иудео-христианской» цивилизации. Они аппелируют к богатству до-христианского наследия, к нереализированным возможностям, к принципам той демократии, рассматриваемой как соучастие народа в своей собственной судьбе.
В Украине, однако, наоборот — христианская традиция стала и остается основой реализации мощи украинской нации. Украинские «ноые правые» скептически относятся к разным «скокам и плясам» вокруг неоязыческих идолов …
Также европейские «новые правые» принципиальные анти-атлантисты. Одной из причин заката европейской цивилизации они видят навалу американской цивилизации Кока-колы, Диснейленда и Макдональдсов. Они принципиально против глобалистического патернализма США в мировой политике. Они скорее ратуют за Единую Европу как противовес Америке.
Нам же, украинским «новым правым», как говорят, «со стороны виднее». Никто так успешно не реализирует европейскую цивилизационную идею как именно Соединенные Штаты. Они, и от этого никуда не деется, «Новый Рим», живут этим «имперским мифом», а брыкания Европы против миссии США вызвано ислючительно экономическими интересами некоторых европейских транснациональных корпораций, в основном имеющих свои офисы в Великобритании (ибо заинтересованы в более гибком налоговом законодательстве и государственных бюджетах европейсктих стран, в основном обеспечивающих заказы для военно-промышленного комплекса).
На Западе (кстати, как и вещает прохановская газетка «Завтра»!) идет борьба между носителями американской системы либерально-экономического правления республиканского направления (либералы — в экономике, консерваторы — в политике) и англо-голландской системы финансово-олигархического правления демкратического пошиба (консерваторы — в экономике, либералы — в политике). Между носителями философии идеализма Платона и философии эмпиризма Канта. Напримекр, российский философ Михаил Ремизов указывает, что разница между Европой и Америкой — это разница между гедонистической формой потребления и аскетической традицией производства; между открытой информацией товарного культа и закрытой информацией промышленной технологии; кричащей «цивилизацией отдыха» и хмурой «цивилизацией труда»; между плодами технического роста и мотивацией к научному творчеству …
Украинские «новые правые», наоборот, осознают определяющую геополитическую «промежность» Украины между двумя «Римами», или, как бы сказали в стиле кибер-культуры, «Порталами» — Москвой и Вашингтоном.
В украинской ментальности — стремиться к «иерогамии», «священному браку», т.е. искать себе «далекого принца». В украинской традиции — «призывать варягов». Вспомним, что все балканские страны, освободившиеся от Османского ига, пошли аналогичным путём. Америка не есть чужая для украинцев как для европейскй нации, как нации, по-существу, подвергшейся «креолизации» империей (Москвой), и, таким образом — открытой для новых «проектов» (членство в СОТ и НАТО, например).
Как вот эллинизированый империей Александра Македонского и одного из его диадохов Иранский мир (Персия, Центральная Азия, Азербайджан-Атропатена) в своё время принял как откровение имперский арабский «проект» — учение Мухаммада (САВС) о Традиции. США рассматривается Украиной как потенциальный партнер, способный спасти нас от докучающего северо-восточного «тошнотика», внести «свежую струю» в бытие украинской нации в новых качественно реальностях. Ввести в новую качаственную полноту бытия, в «новую плерому». Япония, которая вследствии революции Мейдзи стала «открытой», настолько выиграла! А вот наша революция ещё впереди!
Ивано-Франковск, август 2004
Разговаривала Оксана-Мария Головерса
[1] Ср.: «…Реклама – это действительно преступление. Потребитель рекламы насильно оглупляется. Фромм на примере американцев об этом очень хорошо пишет, он говорит, что типичным рекламным героем является мультипликационный мышонок Микки-Маус, который живет в нереальном мире постоянной опасности, которого постоянно преследуют, хотят съесть, поймать, уничтожить, но ему все время удается чудом, за счет каких-то недоразумений, случайностей и т.п. избегать смерти, и иногда даже удается – опять-таки чудом, в силу случайности – нанести какой-то ущерб, какой-то незначительный ущерб своим преследователям. Это сюжет, который повторяется постоянно, из раза в раз, из года в год. Никакой психически здоровый человек не станет это смотреть бесконечно, в бесконечных вариациях, год за годом. Раз средний американец это смотрит, значит, в этом сюжете есть элемент притягательности, значит, американец отождествляет себя с Микки-Маусом, значит, он тоже чувствует себя в этой ситуации постоянной опасности, подавления, когда что-то огромное за тобой гонится и пытается поглотить. Средний американец, таким образом, переживает свои страхи, он ощущает еще раз свое чувство ничтожности и в конце сюжета получает утешение: “Несмотря ни на что, я (=Микки-Маус) все-таки спасся! В этот раз я вновь оказался сильнее врага”. И при этом он, средний американец, даже не осознает, что его спасение, его везение зависят в основном от его способности удирать и от разного рода непредвиденных обстоятельств и случайностей, которые мешают этому чудовищу, этому преследователю, его поймать, – то есть это, в общем-то, ситуация унизительная» (А. Тарасов. Наследие Эриха Фромма для радикала конца XX – начала XXI века // http://www.screen.ru/Tarasov/Fromm.htm)
Комментариев нет:
Отправить комментарий