Гибель Чатал-Гююка хронологически соотноситься с началом распространиения в Европу (от Адриатики до Апеннин, Пиренеев и Сев. Марокко) неолитической культуры Импрессо (культура кардиальной/кардиумной керамики, ККК; название происходит от обычая отпечатывать на керамике раковины моллюска сердцевидки, Cardium edulis; некоторые археологи используют альтернативное название — «тиснёная (кардиальная) керамика», Printed-Cardium Pottery, Impressed Ware, поскольку среди отпечатков встречается не только Cardium; носители культуры относились к средиземноморской расе, что резко выделяло их среди местных мезолитических кроманьонцев). Наиболее заметной характеристикой данной культуры являются их развитые навыки навигации, что доказывают находки видов морепродуктов, которые можно добыть только в открытом море. Эта способность позволила им колонизировать обширные регионы вдоль средиземноморского побережья. При этом культура кардиальной керамики никак не связана с Критом, где в минойский периодтакже были развиты мореходные традиции (исследователи XIX века предполагали такую связь через посредство Бутмирской культуры в Боснии). Плацдармом колонизации ККК в Европе стала Фессалия (пре-Сескло со штампованой керамикой).
В поселении Сескло жило около 3 тыс. человек, что позволяет сопоставить его с неолитическими городами Ближнего Востока (Чатал-Гююк; интересно, что крупный рогатый скот был одомашнен в Фессалии, где появился на несколько столетий раньше, чем в Чатал-Гуюке. ) и считать первым известным городом Европы: «…Сескло – большое (8-10 га), хорошо спланированное, плотно застроенное поселение, где жили около 3 тыс. человек. По количеству населения его можно сравнить с докерамическим Иерихоном и Чатал-Хююком. Но в отличие от этих известных поселений докерамического энеолита Сескло имело акрополь (кремль), укрепленный стеной и рвом, улицы и даже площади на пересечении улиц. Дома, правда, малы. В центре акрополя Сескло находился мегарон (здание с колоннами), который мог быть общественным зданием или жилищем вождя» [Титов В. С. Неолит и энеолит // История Европы: в восьми томах.. – М.: Наука, 1988. – Т. І. Древняя Европа – С. 83].
Поначалу носители ККК колонизировала юг Италии — начиная с Апулии и далее в другие регионы на юге полуострова и в Сицилии. Почти во всех случаях представители культуры селились в пещерах. Постепенно колонизация охватила Лаций, Тоскану, Сардинию, Корсику и Лигурию; отдельные поселения были основаны на побережье Прованса. В V тысячелетии до н. э. ККК распространилась на юго-восток Франции и восток Испании. Вдали от прибрежных земель данная культура распространилась на север вдоль долины Роны (традиция Ла-Огетт) и на запад по реке Эбро. Продвижение её далее на запад было чем-то ограничено, хотя она и сыграла роль в (обычно медленном) развитии первых неолитических культур Атлантического региона. Длинные курганы и прочие мегалитические монументы на северо-западе Европы нередко содержат остатки керамики и другие артефакты данной культуры. В этот же период данная культура колонизировала Северную Италию, куда она пришла по суше с Балкан. Продвижение ККК на территорию северной Греции оказалось безуспешным. Когда экспансия закончилась, началось локальное развитие местных средиземноморских культур. Западные потомки данной культуры обозначаются как «эпикардиальная керамика»: во Франции – культура Шассе, 4500 - 3500 гг. до н. э., в Швейцарии – культура Кортайо; в Англии – культура Виндмилл-Хилл (или другое название: Хэмбери-Эбингдон; начала сооружение Стоунхенджа на самом раннем этапе своего существования) На севере Италии данная культура дала начало культуре сосудов с квадратным горлом (будущим лигурам), а на адриатических Балканах — трём родственным культурам Хвар, Лисичичи, Бутмир и Хаманджия (от последней происходят культуры Боян, Гумельница и Варна).
По мнению видных лингвистов XIX века — А. д’Арбуа де Жубэнвиля, Ю. Покорного и П. Кречмера, предполагаемыми потомками культуры кардиальной керамики в исторический период являются иберы в Испании и лигуры в Италии (оба данных народа были позднее ассимилированы римлянами). Об этом, по их мнению, свидетельствует выделяемые в топонимике Лигурии, юга Франции и восточного побережья Испании топонимы с характерными суффиксами. Гипотеза о родстве басков с иберами, которую разделяет ряд современных лингвистов, также позволяет связать и басков с культурой кардиальной керамики (через Артенакскую культуру — с культурой Ла-Огетт на юге Франции).
Фессалийская культура Сескло считается материнской для возникших позже других балканских неолитических культур, в частности Старчево-Кришской (Кёреш). Считается, что в V тысячелетии до н. э. поселение Сескло было завоевано соседней культурой Димини (происходящей из Винча, второй волны анатолийских земледельцев). Но И. Лирицис вместе с Р. Гэллоуэем провел сравнительный анализ керамики из Димини и Сескло с использованием термолюминесцентной датировки, и выяснил, что поселение Димини (древний Иолк) возникло около 4800 г. до н. э., за 4 столетия до исчезновения культуры Сескло (около 4400 г. до н. э.).
Вероятно, противостояние между Сескло и Димини и отражает миф об аргонавтах, так как причиной этого похода был спор за царскую власть в фесаллийском городе Иолке между Ясоном, сыном Эсона (сын Кретея, сына Эола и внука Эллина, и Тиро, дочери Салмонея, сына Эола), и его троюродным дядей Пелием, братом-близнецом Нелея (отца царя-мудреца Нестора, проживший много поколений) и сыном Посейдона и нимфа Тиро (близнецы-братья были оставленны матерью и воспитанных пастухами, что напрашивает сравнение с мифом о рождении италийских героев Ромула и Рема и их противоборстве). Вернувшись в Иолк из похода на «Арго», Ясон узнал, что за время его отсутствия Пелий убил его отца и всех его родственников (подмешав яд в чашу с жертвенной бычьей кровью). Благодаря хитрости Медеи, убедившей дочерей Пелия, что для возвращения отцу молодости его следует разрубить на части, Ясон жестоко отомстил обидчику. Ясон — участник погребальных игр по Пелию, выступал в борьбе. Коварство Медеи и Ясона возбудило негодование народа: они были изгнаны из Иолка, и престол достался сыну Пелия, Акасту, товарищу Ясона по походу аргонавтов. Жена Акаста Астидамия влюбилась в чужеземца Пелея, сына Эака, сына Зевса и нимфы Эгины, царя острова Эгина (первым основал храм, боги обращались к Эаку как к мудрому судье для разрещшения споров, а после смерти стал привратником подземного царства, охраяя ключи от Аида). Но Пелей отверг Астидамию. Тогда она оклеветала его, утверждая, что он пытался её соблазнить (ср. с иранской легендой о Сиявуше). Акаст пытался погубить Пелея, но неудачно. Позднее Пелей вместе с Ясоном и Диоскурами разграбил Иолк и убил Астидамию. Разрубив ее тело на части, он по ним привел войско в город. Пелею вместе с Хироном (дочь которого Эндеида считалась матерью Пелея) приносили человеческие жертвы в Пелле Фессалийской (Пеллене). Сыном Пелея и Фетиды впоследствии стал Ахиллес.
По наиболее распространенной версии, Ясон и Медея были изгнаны из Иолка и поселились в Коринфе у царя Креонта, где счастливо прожили 10 лет (либо Ясон был царем Коринфа). У них родились два сына – Мермер и Ферет. Согласно Гесиоду, у него был сын Медей от жены Медеи. Согласно поэме Кинефона, у Ясона и Медеи были сын Медей и дочь Эриопида. По Диодору, у них было три сына: Фессал, Алкимен и Тисандр. Когда умер царь Иолка Акаст, именно Фессал стал царем, а его подданные стали называться фессалийцами. Когда Ясон решил вступить в новый брак с дочерью царя Креонта Главкой (другой вариант — Креусой), возмущённая изменой Медея прислала в дар новобрачной отравленное одеяние, и та умерла в страшных мучениях. Своих малолетних сыновей от Ясона Мермера и Ферета Медея убила на его глазах, а сама унеслась на колеснице, запряжённой крылатыми конями (драконами). Ясон покончил жизнь самоубийством, повесившись, либо он погиб вместе с Главкой, либо был убит в святилище Геры в Аргосе, по другой версии, он дожил до старости и погиб под обломками обветшавшего «Арго», заснув в его тени.
Есть версия, что он вторично отправился к колхам вместе с Медеей и покорил ряд стран, ему воздвигли храмы. У халибов Анатолии был акрополь Ясония [Псевдо-Скилак. Перипл 88 // Вестник древней истории. – 1947.– № 3. – С.243]. Его потомки — албанцы (Солин, 15,5). Предполагается, что рассказ о Азоне, легендарном персонаже древней грузинской истории (царе Картлии, изгнанным своими поддаными за жестокость), связан с мифом о Ясоне.
Если иметь в виду, что все же Ясон, победитель Дракона, потерпел поражение в борьбе за царский трон Иолка, то параллелью мифа об Ясоне и Пелие может быть индоарийский миф об унижении Индры, победителя Вритры: Индра, завидуя Ашвинам, получившим от мудреца Чьяваны сому, пытается лишить его жизни, но Чьявана создает чудовище Маду, чтобы покарать Индру, в результате чего бог в страхе обращается в бегство, но потом Чьявана прощает Индру и расчленяет Маду («Шатапатха-брахмана» IV, «Джаймини-брахмана» III, Мбх III.124 и др). Индра наносит обиду валакхильям (мудрецами размером с палец), и они предсказывают ему поражение от Гаруды. Гаруда побеждает Индру и захватывает сосуд с амритой (Мбх I.28-29). Затем, в войне с Раваной и его сыном Мегханадой Индра терпит поражение и попадает в плен, и Мегханада увозит его на своей колеснице на Ланку; Брахма и прочие боги отправляются к сыну Раваны и уговаривают его отпустить Индру. Страдает и моральный облик бога-громовержца из-за нарушения им дхармы. Индра пытается соблазнить Ручи, супругу мудреца Девашармана, но терпит неудачу (Мбх XIII). Зато любвеобильному богу удается добиться своего от Ахальи, жены отшельника Гаутамы, за что и подвергается проклятию отшельника («Рамаяна» I.47-48; «Брахмавайварта-пурана» IV.47; «Падма-пурана» I.56; Мбх XIII.42).
Комментариев нет:
Отправить комментарий