03 ноября 2010

Олег Гуцуляк: Субконтинент Украина

По существу, выборы-2010 г. в Украине чётко подтвердили утверждение украинского писателя Павла Загребельного, что Украина является "цивилизационным суб-континентом" (по аналогии с Индостаном), где практически сложилось две нации ("этнократоны"). И размежевание между ними происходит по древней границе Киевской Руси - границе лесостепи и степи, старой, материнской (Запад и Север), и новой, колонистской (Юг и Юго-Восток), областью.

В Украине существует две нации - украЙИнцы (самоопределение - "свидоми", "щыри") и укрАинцы (самоопределение - "новоросы", "малоросы"). Для обеих их "национальная религия" воплощена в языке (соответственно - украинском и русском). Содействуют этому также "места исторической славы" (Lieux de memoire), которые сакрализируются, превращаются в "теменосы", где человек "входит в ландшафт как субъект". Для украинцев — это Софийский Собор, Золотые Ворота, Аскольдова могила, Хортица, Великий Луг, Круты, Броды, Карпаты, для русских — Севастополь, места славы русского оружия, Донбасс и тот же Софийский Собор... И этим «теменосам» соответствуют «праздники консолидации» — День Победы как этакая «Красная Пасха» , или День павших героев Крут (Берестечка, Бродов) и жертв (царизма, коммунизма) как этакая «Национальная Голгофа», с соответствующими им лейтмотивами монументального искусства.


Но это было бы не так страшно, но проблема в том, что большинство одного «этнократона» в Украине отказывают другому «этнократону» в «самобытности и равноправии», не говоря уже о претензии исполнять функции государства. Остается открытой в этом контексте возможность разрешения проблемы в своеобразной «федерализации» таких «этнократонов».

Но есть еще и третья группа - "креолов" (в основном жителей мегаполисов), "внутренний пролетариат" (по А. Тойнби), которые "щирыми" собственно и определяются как "хохлы", т.е. электорат Тигипка, Яценюка и Литвина, проголосовавший во втором туре "против всех" ("протывсихы"). Собственно дальнейшая борьба обеих наций единого (пока?) украинского народа будет направлена на то, чтобы перетянуть "креолов" на свою сторону, поскольку ни одна из них не имеет большинства.

Логика вещей, однако, диктует, что нация, выполнившая свою определенную своеобразную функцию, либо гибнет, либо трансформируется в иную нацию, теряя лидирующие позиции в выполнении своей функции, но одновременно вступая в борьбу с другими нациями за "право" исполнять какую-то новую функцию, и в этой борьбе гибнет слабый.

Если следовать утверждениям А. Тойнби, у нас господствует ныне ситуация:если украиноязычные граждане бывшего УССР всё же добились независимой от Москвы державы со столицей в Киеве , то теперь проблемма состоит в том, какой "внутренний пролетариат" новой Украины — русскоязычный или украиноязычный — создатут т.н. "церковь" "религии высшего порядка".

«… Мы имеем две основные языковые группы, не доверяющие друг другу. Они не верят, что возможно осуществить правовую языковую политику. Каждый подозревает другого в попытк объегорить, перетянуть одеяло на себя. И эти подозрения не лишены почвы, ибо у нас нет традиции либеральной толерантности и гражданоцентричества — приоритета человека над государственными институциями … И поэтому каждая из этих двух основных групп пытается реализовать свой проект, к тому же в способ достаточно советский. Одна группа, которая якобы выступает за двуязычие, в действительности реального двуязычия не хочет. Она хочет права не изучать и не пользоваться украинским языком вообще. Это такой себе «белорусский» вариант двуязычия, на практике обозначающийполное и повсеместное доминирование русского и окончательную маргинализацию местного — вплоть до его полного исчезновения. Вторая группа, якобы говорящая о национальном возрождении и обеспечении прав меншинств, в действительности имеет ввиду маргинализацию русскоязычной группы и сведение её к одной из многих меншинств. С чем также тяжело согласиться. Оба подхода ошибочны и вызывают естественное непринятие оппонентов. Вероятно, что компромисс возможно было бы достичь на основании регионального двуязычия, но европейского типа — т.е. с приоритетом гражданина, клиента. Но ни одна группа к этому не готова. И государство неспособно обеспечить существование этого регионального двуязычия … в настоящей двуязычной стране клиент имеет право быть одноязычным, если ему за свои деньги так хочеться. Но обслуживающие, служащие такого права не имеют! Поскольку они живут за деньги клиента, за деньги плательщика налогов, и должны отвечать клиенту не так, как им любимым «удобнее», но так, как удобно, комфортнее посетителю… Я считаю, что необходимо … отделение советскости от рускости… Советскость слилась с их русскостью, и они хранят её потому, что чувствуют угрозу своей русскости… в Украине русские могут состоятся как европейские. И это очень выгодно отличало бы их от жителей России, плекающих советскость» [Рябчук М. Я за те, щоб уникати медіасистеми, яка деградує до такого ступеня // Телекритика. – 2009. – № 7-8. – С.58, 59, 60].

В результате, может обнаружится тенденция к созданию «параллельных обществ» этнократического типа (галицко-волыно-подольского, русского, донецко-криворожского, румыно-молдавского, карпато-русинского, крымско-татарского) [Varjag-2007. Румынский гамбит и возможный распад Украины // http://varjag-2007.livejournal.com/545804.html], которые имеют все необходимые составляющие для автаркийного существования и постепенно теряют связь с общественными структурами титульной (украинской) нации и естественным образом стремятся к расширению своего «жизненного пространства» как в социальном, так и в териториальном планах. Подобная модель была реализована в Автономном крае Косово (Сербия) с 80-х гг. ХХ ст.

Но аналогичное произойдет и в отношении к бывшей имперской нации: „... К западу от византийской РФ русская культура вступила на путь оригинальных трансформаций. Десятки миллионов людей, говорящих, думающих, пишущих по-русски, перестают сверяться с Москвой по насущным вопросам быта и духа. Подобно средневековому латинско-варварскому синтезу, происходит активное взаимодействие бывшей имперской и местных традиций. К чему оно приведет, еще не ясно. Ясно одно: вместо стандартизированной имперской культуры возникает букет русских культур» [Эрлих С. Россия как Европа (взгляд из Молдавии) // http://www.inache.net/mnogo/332]. Правда для местных «этнократонов» благоприятна, оказывается, зависть «старых русских» к «иным/новым русским культурам», вытаптывая новый побег, имперская Россия занимается самоубийством, не получит шанса на возрождение через русскуие культуры Украины, Молдавии или Грузии.

Остается открытым в этом контексте возможность разрешения проблемы всвоеобразной «федерализации» таких «этнократонов»«… Не смешивая себя с народом, государство не должно предпочитать ни одного из нескольких подвластных себе народов и ставить его выше других, но равным образом охранять порядок их взаимных отношений и не мешать свободному развитию каждого из них… Ложно думать, будто при таком разнообразии может порваться связь, соединяющая народы. Если государство станет на точку зрения сознания права народностей, то каждая народность будет естественно видеть в связи с другими залог своего благосостояния, … коль скоро государственное начало, соединяя под собою несколько народов, будет соблюдать только взаимную связь между ними с одинаковым уважением ко всем народностям и к каждой относиться как к самобытной, самоправной, тогда не может быть недовольства к государству, ни вражды к другим, вместе соединенным народностям» [Костомаров М.І. Мысли южнорусса // Костомаров М.І. Слов’янська міфологія. — К., 1993. — С.311-312].

Однако проблема в том, что большинство русского «этнократона» в Украине отказывают украинскому титульному «этнократону» в тех самых «самобытности и равноправии», не говоря уже о претензии исполнять функции государства. К тому же следует помнить еще предостережения Вацлава Липинского, что если начать играть на чувствах, на эмоциях, то на Украине победит всегда Союз русского народа", а не "Спилка украинского народа"...

"Церковь религии высшего порядка", по А. Тойнби, являет собой аналог "куколки", из которой предыдущая цивилизация возрождается в последующей. Что-то аналогичное тому, как после сорокалетнего Исхода евреев из Египта (Пасха) и жизни в пустыне Синая евреи получили Закон (Симхат Тора) от консорции "Медный Змей", победившего консорцию "Золотого Тельца" (по убеждению некоторых ученых, объединявших не иудейские, а именно другие семитические этносы, вышедшие вместе с евреями из Египта). То есть существует историософская проблема — какая цивилизация "возродится" — "Россия-Тартария" (с её архетипом "Странствующего царства") или "Украина-Сарматия" (с архетипом "Заветного царства").

«Новый старый» украинский миф нужно искать там, где край, "у черты", где свершается встреча с Сакральным — тотемом и табу, и где производиться инициация , постепенное раскрытие и припоминание священных тайн.

(с) Олег Гуцуляк, директор Института стратегического анализа нарративных систем (Украина, Ивано-Франковск)

1 комментарий:

ivanko комментирует...

не кажется ли вам Олег, что на сегодняшний день угрозу "украинскости" надо искать далеко за пределами раши, и возрождение "России-Тартарии" с ее мифическими архетипами так же утопично, как и возрождение "заповетного царства". На мой взгляд более угрожающим для нации, в европейском смысле этого слова, является экспансия английского языка и найболее уязвим в этом плане - "внутренний пролетариат", который является авангардом космополитизма и глобализации ...

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
"... Надо обновить идею эллинизма, так как мы пользуемся ложными общими данными... Я наконец понял, что говорил Шопенгауэр об университетской философии. В этой среде неприемлема никакая радикальная истина, в ней не может зародиться никакая революционная мысль. Мы сбросим с себя это иго...Мы образуем тогда новую греческую академию... Мы будем там учителями друг друга... Будем работать и услаждать друг другу жизнь и только таким образом мы сможем создать общество... Разве мы не в силах создать новую форму Академии?.. Надо окутать музыку духом Средиземного моря, а также и наши вкусы, наши желания..." (Фридрих Ницше; цит. за: Галеви Д. "Жизнь Фридриха Ницше", Рига, 1991, с.57-58, 65, 71-72, 228).

Ярлыки

"Слово о полку" (1) Азия (9) Албания (1) албанцы (1) алхимия (2) анархизм (1) Анатолия (4) антикапитализм (1) антисоветизм (1) античность (4) Античный мир (10) антропософия (2) арии (4) арийцы (1) аристократизм (1) архетипы (5) Атлантида (4) афоризмы (1) Африка (1) Балканы (5) Балтика (2) Балты (2) бахаи (1) Ближний Восток (6) Болгария (1) Бонапартизм (3) Британия (1) Буддизм (4) булгары (1) былины (1) Ваал (1) варварство (1) варяги (3) Венгрия (1) Византия (1) Власть (1) Гайдамаки (2) Галисия (1) Галиция (6) Галич (3) Галичина (13) Гендер (2) Генеалогия (9) Генон (1) геокультура (1) геополитика (10) германцы (2) герои (1) Гильгамеш (1) гностицизм (1) Готы (16) Грааль (1) Греция (1) Грузия (1) гунны (1) Гуцулы (8) Гуцуляк (12) Даосизм (1) демократия (1) детофобия (1) диаспора (1) Дионис (1) доклады (2) Древний Египет (3) Дугин (2) духовность (2) Евразийство (24) Евразия (3) евреи (1) Ефремов (2) женщины (1) знаки (2) Иван Франко (2) Индия (5) индо-европейцы (5) индуизм (3) инициация (3) Интервью (10) интертрад (1) Ислам (3) историософия (2) исторический материализм (1) история (4) иудаизм (1) йезиды (1) Кавказ (6) казаки (3) капитализм (4) Карпати (2) Карпаты (11) Карфаген (2) католичество (1) Кельты (11) Киев (1) Киевская Русь (25) Китай (2) классы (2) книга (3) книги (2) козаки (2) Козацтво (4) Коліївщина (1) коммунизм (2) конспирология (2) конференции (1) Конфуцианство (1) Корея (1) Косово (1) крестоносцы (1) Криптополитика (7) Культура (57) Латинская Америка (1) Левое движение (4) левые (1) Леся Украинка (1) Лингвистика (16) Литература (20) личности (17) манифесты (2) марксизм (1) масоны (1) менталитет (1) ментальность (1) метафизика (1) Мифология (66) Монархизм (8) мораль (1) Мория (1) Москва (1) музыка (5) Налимов (1) наркотики (1) наука (1) Национализм (20) нация (5) неосарматизм (1) Неоязычество (7) Ницше (3) Ницще (1) Новости (5) Новые правые (26) норманны (1) Общество (22) Оккультизм (4) Олег Гуцуляк (8) Орден (3) Ордены (1) осетины (2) Осетыны (2) отзывы (1) патриотизм (1) пикты (1) писанка (1) письмо (2) плейкаст (1) Плейкасты (1) Подолье (1) Поезія (3) Полесье (1) политика (44) Политика (1) постмодернизм (1) потмодернизм (1) поэзия (1) презентации (1) примордиализм (6) Примордиальная Философия (19) прометеизм (1) пророчество (1) психология (1) Революция (20) Религия (13) Республиканство (1) Рецензии (4) рим (4) родовод (1) Росія (2) Россия (24) Русь (7) рыцарств (1) Рыцарство (5) Сарматы (11) сатанизм (2) свобода (1) семантика (2) Сербия (1) символы (2) скифы (8) славяне (45) События (1) социализм (2) социальная философия (1) социология (5) Спарта (1) Средиземноморье (2) СССР (1) Сталин (1) сталинизм (1) статьи (3) стихи (2) Султанов (2) суфизм (1) США (1) Танцы (3) Творчество (6) Тибет (1) Тойнби (1) топонимия (1) традиционализм (7) традиция (6) Триполье (1) Тюрки (6) убийство (1) Угро-финны (4) Угры (1) Укаина (1) Украина (81) Україна (4) утопия (1) фантастика (11) фашизм (1) Филология (11) Философия (45) филосфия (1) ФКК (1) Франция (1) футурология (7) Хайдеггер (2) Христианство (20) царственность (4) царство (1) Цивилизация (58) цитаты (1) человек (5) человечество (2) ченнелинг (1) черкесы (1) Шамбала (1) Шевченко (1) шовинизм (2) Шотландия (1) шумеры (1) эзотерика (8) экономика (1) элита (2) Эпиграфы (1) эпос (4) эстетика (1) этнология (36) этруски (1) язык (1) языки (2) язычество (3) Япония (1)

Гильдии

Гильдия авторов и правообладателей
Официальный сайт и торговая площадка компании ООО НПО "Солярис-Сервис" для реализации и распространения е-товаров.
http://e-galo.ru/



Конкурс «Оккультное просвещение — 2013», посвящённый 75-летию со дня рождения Евгения Всеволодовича Головина
http://vk.com/op2013