Украинская писанка, «яйцо-райцо», известная ещё со времен палеолита [1], есть символом, иконой «потеряного райского царства» предков славян [2], «сконденсированого пространства и сконденсированого богатства» [3], разновидность «мандалы» (санскр. mandala «круг»), геометрического символа сложной структуры (внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг, который часто сегментирован или имеет форму лотоса), который интерпретируется как модель вселенной, «карта космоса» с центральным образом, Луной и Солнцем.
В преданиях восточных славян сохранилось представление о далёкой южной стране, куда на зиму улетают птицы, где царит вечное лето, часто отождествляемой с раем,называемой Ирьем, Ирием или Вырием. Ирей упомянут в «Поучении Владимира Мономаха»: «И семоу подивуемы како птицы небесныя из ирья идуть». Наиболее убедительной представляется этимология слова «ирей», производящая его от древнеиранского *аirуā- (dahyu-) «арийская страна». Сходная параллель наблюдается и в саамском языке: саам. årjel «южный», år’jān «далеко на юге или юго-западе», oar’je- «юго-западный», oarji «юго-запад», (прасаам. *orja «юг»), что представляет собой заимствование из раннеиранского, ср. авест. airyō, airya- «арийский», др.-перс. ariya- «арийский».
У украинского поэта Богдана Кравціва есть интересный сонет «Вирій»:
Іран, чи Індія, чи Україна?
Зринають назви, як блудні вогні.
Зринають назви, як блудні вогні.
Але ж була колись така країна,
Звідкіль ми вийшли. В сизій давнині
Звідкіль ми вийшли. В сизій давнині
Цвіла вона далека, тепла й пишна
За обрієм казкових семи гір –
І боєм рвалася в той світлий мир
Племен довкільних молодість навтишна.
За обрієм казкових семи гір –
І боєм рвалася в той світлий мир
Племен довкільних молодість навтишна.
І досі іриця, столітня діва,
Пісень співає про далінь незриму.
Про Райгород багатий, вирій, рай,
Пісень співає про далінь незриму.
Про Райгород багатий, вирій, рай,
Що в тьмі віків нам сниться повен дива…
Туди злітають ластівки над зиму
І серце, тугою налите вкрай.
Туди злітають ластівки над зиму
І серце, тугою налите вкрай.
Некоторые ученые считают, что «рай человечества эпохи палеолита» был именно на территории Украины: «… рай Шелльского периода (ранний палеолит, 3 млн. – 150 тыс. лет назад, – О.Г.) мог быть не в Египте или в болотистой Месопотамии, а на землях Украины, где была ровная и плодородная степь, чистые рыбные воды рек, массы диких зверей и чудесное подсолнечье (стоянки первобытных людей этого времени в Украине – Королёво и Косово в Закарпать, Лука-Врублевецкая в Поднестровье, Лабушино в Одещине, Амвросиевка на Донбассе, 15-ть стоянок в Крыму, – О.Г.). Это была, с наибольшей вероятностью, колыбель человечества и культуры» [4].
Как бы иронично не относиться к этим взглядам, не следует забывать того факта, что Украина была передледниковой зоной: живя у ледников, наши предки не могли не обратить внимание на бурный расцвет жизни у кромки тающего льда, буйную растительность альпийских лугов, чрезвычайную медоносность северных трав, целебные свойства воды горных ручьев, поскольку структура талой воды значительно «качественнее» обычной. Как писал этнолог Л. Гумилев, с тающего ледника стекали струйки чистой воды, которые орошали степи, подступали к леднику, наполняли впадины, превращая их в озера, и создавали тот благодатный климат, в котором развивались культуры палеолита [5]. Известно, что если и ледник, и окружающая его вода имеют громадные размеры, сравнимые с размером островов, гор, тогда вода может растапливаться и течь поверх ледников, либо же копиться за ледяными стенами и дамбами, потом прорываясь разрушительными наводнениями, как это происходило на северо-западе нынешних США, гда ледниковые озёра Миссула и Колумбия с периодичностью в 40-80 лет затапливали добрую половину сегодняшнего штата Вашингтон.
Да и сам «… ледник вздымался в заоблачную высоту прямо над равниной и имел необозримую протяженность. Можно представить священный трепет человека, созерцавшего эту блистательную корону земли, что вполне отражено в Авесте, Ведах, Тибетских преданиях, и предположить, что грандиозное зрелище породило столь же грандиозные фантазии. На этом, по логике современной науки, скептически относящейся к подобным сообщениям, следовало бы закрыть вопрос о расположенной за ледником Гиперборее, стране блаженных и тому подобном» [6].
«... Значительный массив украинских земель (примерно Винничина и Житомирщина) со времени появления на земном шаре первых наземных растений и первых животных (Силур) ни разу не был затопляемым водами морей или океанов (подчеркивание наше – О.Г.). Это означает, что в течение сотен миллионов лет здесь сохранялась и накапливалсь плодородная почва и последовательно развивался богатый в мире генетический фонд. Это означает, что на протяжении всей истории нашей планеты земля играла роль нетронутой генетической казны ... гигантского естественного «Ноева ковчега», где формировалась и откуда расселялась по новообразованной суши флора и фауна, а вместе с ними и человечество. Это означает, что именно поприще Украины является ... мистическим местом планеты (подчеркивание наше – О.Г.)» [8], аналогично ландшафту Австралийского континента, неизменимого со времени Юрского периода. «... Гранитно-степное Побужье – остаток отрога мощных когда-то (3,5 млрд лет назад) гор, которые более чем на 1000 км с северо-запада на юго-восток пересекали территорию нынешней Украины (от Словечанско-Овручского кряжа до Приазовской возвышенности)… В результате безжалостной и продолжительной денудации (разрушения), осталось одни корни, представленные твердыми кристаллическими (магматическими и метаморфическими) породами, которые составляют в виде Украинского щита (геоструктуры Русской природы) фундамент современной поверхности земли (Приднепровской возвышенности). В течение 60 миллионов лет здесь не было моря, были континентальные условия (что способствовало интенсивному биологическому видообразованию). Прорезая южный отрог древних гор (Украинского щита), Южный Буг почти 40 км протекает по долине с крутыми скальными берегами, иногда достигают 40-60 м высотой. На дне такого глубокого и узкого (300-400 м шириной) каньона ... шумит большая река. Сверкая водопадами, ревут 12 (только крупных!) порогов, которые в историческом прошлом назывались здесь брояками. Своими бурными протоками река огибает более более 70 крупных и мелких островов ... скалистый залесенные остров Гардовый или Клепаный, над которым с левой стороны возвышается гранитная скала Пугач, а неподалеку, выше по течению – скалы Брама и Сова ... (с. 116) ... До недавнего времени знаменитый Буг назывался Богом, в скифские времена – Гипанисом (Гипаний)» (с.117) [9].
Интересно, что само название Подолье сохранило название древнего царства богов-асуров Паталы (pātāla «Покрова», «Крыша»; не путать с ламаистской Поталой – «Пристанью») со столицей Бхогавати, то есть на реке Буг. Не только архитектурные строения, но также сады, парки и водоёмы Паталы превосходят по своей красоте парки и водоёмы полубогов, обитающих на высших мирах. Деревья в Патале необыкновенно красивы, их стволы и ветви увиты лианами и сгибаются под тяжестью плодов, а цветки источают нежный аромат. Так же необыкновенно прекрасны озёра и пруды этого подземного искусственного рая: они наполнены прозрачной водой, где весело плещутся рыбы и в изобилии растут лилии и лотосы. Жители Паталы пьют соки и эликсиры из чудодейственных целебных трав и купаются в них, поэтому они не страдают ни от болезней тела, ни от болезней ума, не знают старости: у них не бывает седины и морщин, а кожа всегда сохраняет свою свежесть – им неведомо жалкое состояние, вызванное старением; до конца своих дней они бодры, крепки и не знают немощности, апатии и усталости. Единственное, над чем они не властны, – это неумолимое время, которое является в Патале в облике огненного сияния Сударшана-чакры, оружия Верховной Личности Бога, несущего смерть жителям искусственного рая: «Когда Сударшана пролетает по подземному царству, все беременные жёны демонов, завидев её сияние, разрешаются от бремени раньше срока». «Бхагавата-пурана» относит Паталу к семи «райским царствам», рядом с царствами Атала, Витала, Сутала, Талатала, Махатала, Расатал.
Великим зодчим и архитектором этих царств является Майя (Майясура) Данава, повелитель асуров, дайтьев и ракшасов, отец Мандодари, прекрасной жены царя Ланки Раваны и матери Мегханада Индраджита, победившего правителя самого царя дэвов Индру. Майясура учитель всех магов и чародеев, пользуется покровительством Шивы. Обитатели Паталы – наги, многоголовые змееподобные существа, которые очень сильно привязаны к материальным удовольствиям и необыкновенно злобны по своей природе. Эти змеи носят на своих многочисленных головах редчайшие драгоценные камни, сияние которых освещает мир всех семи низших миров. Повелители Нагалоки наги Шанкха, Кулика, Махашанкха, Швета, Дхананджая, Дхритараштра, Шанкхачуда, Камбала, Ашватара и Девадатта, а главный среди них – нага Васуки. «Махабхарата» дает перечисление змей из рода Васуки. Главные из них были голубого, красного и белого цветов: все они обладали огромными, отвратительного вида туловищами, переполненными смертельным ядом. Их имена – Котика, Манаса, Пурна, Аха, Палла, Халисака, Пиччхила, Конапа, Чакра, Конавега, Пракалана, Хираньяваха, Шарана, Какшака и Каладантака (вероятно, что перечисленные имена жителей Паталы – это название поселений индоариев на Подолье). В позднем индуизме говорится, что Паталу живые существа населяют в наказание за свои прошлые неправедные поступки. Наги предаются чувственным наслаждениям безо всяких ограничений, тогда как даже боги-дэвы, проживающие в небесных мирах, не всегда могут так свободно наслаждаться.. Жители этого мира надёжно защищают её. Но однажды демон Хираньякашипу отнял у обитателей Нагалоки все их драгоценности и похитил их прекрасных жён, отчего все жители этого мира пребывали в очень сильном беспокойстве. После того, как Нарасимха («Человеколев», аватара Вишну) убил Хираньякашипу, жители Нагалоки получили обратно драгоценности, которыми они украшают свои головы, а их жёны вернулись домой, необыкновенно радостные и счастливые, и вместе со своими мужьями выразили почтение и признательность Нарисимхадеве за то, что со смертью Хираньякашипу они избавились от множества бед. Патала, или Нагалока считается самым прекрасным и красивым местом и, по словам риши Нарады, посетившего Паталу, красотой и величиной превосходит небеса Индры (Сваргалоку). В столице Паталы Бхогавати (иногда её называют Путкари), вымощенном золотом, находится в центре прекрасный, выложенный из драгоценных камней дворец царя Васуки («причастного к благому»). Сам Васука - сын мудреца Кашьяпы и Кадру; человек с туловищем змеи; голову Васуки украшает драгоценный камень Нагамани; в «Бхагавадгите» (X, 28) Кришна называет себя Васуки; он тот самый змей, которого боги и демоны использовали для взбалтывания («пахтания») Молочного океана в качестве «веревки», с помощью которой те вращали гигантскую мутовку – гору Мандрачала в известной истории с добыванием амриты – эликсира бессмертия, в процессе взбалтывания из Васуки выделился смертельно опасный яд, который во спасение жизни на Земле согласился выпить Шива, из-за чего его шея посинела, также поэтому шею Махадева украшает змей Васуки; в пуранах говорится, что Васуки стал тетивой для лука для бога Трипурантака, одного из воплощений Шивы. [10].
Исполненные злобы и величия, они пребывают под влиянием гуны страсти. Свои демонические качества они получают ещё в утробе матери, а впоследствии награждают теми же демоническими качествами своих детей и последователей. Такие демоны рождаются в различных демонических формах жизни снова и снова, опускаясь всё ниже и ниже, пока не достигают самых отвратительных форм жизни. Таким образом, они прокладывают себе прямую дорогу на адские миры (Нарака) ниже самой Паталы.
Исполненные злобы и величия, они пребывают под влиянием гуны страсти. Свои демонические качества они получают ещё в утробе матери, а впоследствии награждают теми же демоническими качествами своих детей и последователей. Такие демоны рождаются в различных демонических формах жизни снова и снова, опускаясь всё ниже и ниже, пока не достигают самых отвратительных форм жизни. Таким образом, они прокладывают себе прямую дорогу на адские миры (Нарака) ниже самой Паталы.
Что еще интересно - так это то, что сестра Васуки – царица змей Манса Деви. В украинских заговорах и сказаниях змеи – ведуны и ведьмы, носители сакральной функции, а сами украинцы – именно потомки ящеров, ибо в начале мира по предназначению после долгих странствий сын первого человека вступил в брак со знающей магию дочерью наделенной сверхъестественными способностями драконихи-змеи, из иного мира, живущей над морем, дочерью змеи-царицу Елицы Шкуроспеи . Последняя велит ему положить начало не только хлеборобства, но и судоходной торговли, то есть украинцы – торговая талассократия потомков мудрой колдуньи-рептилии («Сказка про Оленку-Змиючку»). Например, в Карпатах и на Подолье зафиксирована сказка «Уж-царевич и верная жена» с описанием священного камня змея. Сразу после рождения уж просит родителей: «Татку, – говорить, – і мамко! Звеліть мені зробити кам’яну хатку і щоб ліжечко там було, і камінчик, і вогонь щоб там горів, і щоб у місяць мене оженити». В другой сказке, «Зозуля и Соловейко» («Кукушка и Соловушка») рассказывается о том, как девушка-жница отстает от матери-жницы, жены лесничего, и, прислонившись к дубу, проваливается в подземное царство, хозяином которого был уж (кукун, зозул) – её будущий муж. Он же может превращаться в водяного соловья (которого под дубом раньше любила слушать девушка) и в красивого мужчину (заманивая девушек: «А ку-ку, пойдеш ли за меня замуж?»). У них рождается двое детей – сын и дочь, они счастливо живут, до тех пор, пока не раскрывается людям его тайна. Оказывается он – сын морского царя, на которого злая ведьма наложила заклятие за то, что он отказался жениться на её дочери. Находясь в гостях у деда с бабой, дочь ужа и земной женщины, будучи соблазненной подарками, раскрывает тайну имени своего отца – и люди его убивают. Но перед смертью он наложил заклятье: быть его жене теперь навеки бездомной кукушкой (согласно верованиям: кукушка прылетает из ирия тогда, когда ужи выползают из земли), всегда говорить только его имя (прекращает куковать на праздник Петра и Павла, но если это происходит позже – это вещает голод, неурожай, болезни, смерти, поэтому специально изготовляют ритуальные вареники. чтобы «зозулю удавить»), сыну – превратиться в оплакивающего смерть соловья, а дочери стать вечностонущей жабой, которую будут проклинать люди (вариант – русалкой, вечно плачущей: «Ку-ку! Мене мати породила, Нехрещену положила — у-у-у!»; в Беларусии и Украине якобы на праздник Купала русалку можно увидеть в образе жабы на кладке, где женщины стрирают полотно, которое она у них выпрашивает для умершего ребёнка; в Ярославской области России в быличках существо, идентичное южнорусской и украинской русалке, называют «лягушкой»). Также в известной славянской сказке «Лягушка-царевна», когда Иван-царевич расскрывает тайну жены и сжигает её лягушачью шкурку, она оборачивается в кукушку и улетает в «тридевятое царство», владения Кощея. Интересен вариант легенды, по которой уж до летнего праздника Петра превращаеся в вещую кукушку, а после – в хищного ястреба («до Петра кує, а по Петру кури б’є»). По другой версии муж-уж через море переправляет девушку домой, или простирается между двумя берегами и та просто переходит по нему.
В иранской «Бундахишн» на реке Ваха Датия Ахура Мазда сотворил в середине обитаемого мира (Хванираты) страну Арьяна Вэджа – просторную землю с тучными нивами, бескрайними пастбищами во усладу скоту, тёплой погодой, обильную дождями и питьевой водой. В «Меног-и Храт» следует описание Эранвеж как «обетованной земли»: известно, что Ормазд сотворил Эранвеж лучше, чем все остальные места и области, и достоинства Эранвежа в том, что жизнь людей 300 лет, а коров и овец – 150 лет. Боли и болезней у них мало, они не лгут, не плачут и не стонут, и власть дэва Аза («Жадности») над ними мала. И если они вдесятером едят один хлеб, они насыщаются, и каждые 40 лет у мужчины и женщины рождается ребёнок. Закон их — Добро, а вера — главное учение маздаяснийское. И когда они умирают, они праведны, и их Судья-Рат – Гопат (Гопатшах; с ног и до половины тела подобен быку, а с половины тела и до головы имеет образ человека). Он сидит на берегу моря, совершает возлияния Ахура Мазде и язатам и наблюдает за быком Хадайаш, благодаря чему достигается совершенное совершенство для Земли и людей. Гопатшах льёт священную воду в море — 11 бесчисленные мириады храфстра (злых существ), речных и озёрных, подыхают от этого. Если бы Гопатшах не лил в море воду, тогда, где бы ни шёл дождь, храфстра бы падали на землю подобно дождевым каплям (Меног-и Храт» 62.31-36, «Датастан-и Деник» 90.4).
Рядом с праведным судьей Гопатшахом находится господин и царь – Срош (Сраоша; ср. с др.-рус. Сурож). В «Авесте» («Яшт» XVII, 16) Сраоша является сыном Ахурамазды и Армайти, братом Аши, Рашну, Митры. Антагонистом Сраоша считался Айшма. Сраоша – вестник, посланец Ахурамазды, провожатый душ умерших, его священная птица – петух. Он вооружён булавой, копьём, боевым топором. Смертным Сраоша являлся в телесном облике, он воздвиг особый дом – убежище для бедняков. Согласно «Бундахишну», Сраоша выступил против дракона Ажи-Дахаки в решающем поединке. Сраоша предстоит возвестить тайны откровения трём грядущим спасителям человечества (саошьянтам), будущим сыновьям Заратуштры. Едва Ангхро Майнью увидел эту цветущую страну, он набросился на неё, как мерзостный волк бросается на праведника-быка, создал на берегах Вахи Датии змея рыжеватого, от которого в неисчислимом множестве расплодились змеи, и создал зиму. И стало в Арьяна Вэджа десять зимних месяцев и только два — летних (по некоторым рукописям — семь зимних месяцев и пять летних), и в эти зимние месяцы воды холодны, земли холодны, растения холодны, а когда там зима идёт к концу, тогда наступает большое половодье…
Рядом с праведным судьей Гопатшахом находится господин и царь – Срош (Сраоша; ср. с др.-рус. Сурож). В «Авесте» («Яшт» XVII, 16) Сраоша является сыном Ахурамазды и Армайти, братом Аши, Рашну, Митры. Антагонистом Сраоша считался Айшма. Сраоша – вестник, посланец Ахурамазды, провожатый душ умерших, его священная птица – петух. Он вооружён булавой, копьём, боевым топором. Смертным Сраоша являлся в телесном облике, он воздвиг особый дом – убежище для бедняков. Согласно «Бундахишну», Сраоша выступил против дракона Ажи-Дахаки в решающем поединке. Сраоша предстоит возвестить тайны откровения трём грядущим спасителям человечества (саошьянтам), будущим сыновьям Заратуштры. Едва Ангхро Майнью увидел эту цветущую страну, он набросился на неё, как мерзостный волк бросается на праведника-быка, создал на берегах Вахи Датии змея рыжеватого, от которого в неисчислимом множестве расплодились змеи, и создал зиму. И стало в Арьяна Вэджа десять зимних месяцев и только два — летних (по некоторым рукописям — семь зимних месяцев и пять летних), и в эти зимние месяцы воды холодны, земли холодны, растения холодны, а когда там зима идёт к концу, тогда наступает большое половодье…
Даже если скептически отнестись к утверждениям о «приледниковом рае» на территории Украины (Подолье и Правобережное Полесье), то отрицать уникальность и благодатность этих территорий не возможно в принципе: «… Украинская земля, – пишут авторы «Истории философии», – уникальное место на европейском континенте. Еще во времена неолита … в результате соединения Черного моря (до этого оно было озером) с Средиземным и связанного с этим понижением общего уровня вод здесь чрезвычайно интенсифицировались процессы формирования гумуса. Из-за этого … сформировались почвы, которые были «следствием счастливого и очень сложного комплекса целого набора физических предусловий». Заслуживает внимание, что нигде на планете даже за миллион лет не возникло чего-то подобного. Земли Поднестровья и Поднепровья – единое в мире место, где черноземная полоса достигает 500 км ширины» [11]. Вот как описывает процесс формирования этих благословенных почв американский учёный-континентолог К.Г. Менес. Русская равнина некогда была дном Тифии (Тетис) – третичного моря, а когда она освободилась от вод на протяжении четвертинного периода её укрыли осадочные породы радиоактивного лёса (вид глинистой почвы), которые приносили ветры из восточной Азии (аналогично было обеспечено богатство почв Северо-Восточного Китая). С летающими песками и пылью частички кремния совершали относительно не длинный путь и откладывались песком на широких равнинах Внутренней Монголии, Восточного Туркестана (Такла-Маканской пустыни), но более лёгкие вещества разносились всей Евразийской равниной, попадая даже вглубь Европы, где, в качестве осадочных пород, они образовывали не только лессовые районы Месопотамии, Анатолии или Венгерской пусты (равнины), но также Западной Германии и Иль-де-Франса. Лёс желтого цвета, но в местах, где гниение множественной растительности продолжалось значительное время, лёс темнел, становился черным. Это чернозём – черные почвы западной и северо-западной части Черноморско-Касписких степей, нынешней Украины и северной части степей Западной Сибири и Северного Казахстана. Это самые плодородные из известных почв.
Присутствие чернозёма указывает, что там, где ныне только травянистые степи, когда-то были распространены леса. Чернозем обеспечивает при обработке пахотные земли наибольшей природной плодородностью. Не удивительно, что эти земли со времен неолита начали привлекать людей. Оседлые земледельческие племена занимали крайний южный запад Евразийской равнины – приблизительно территорию современной Западной Украины, включая Киев, и Карпаты и даже земли на запад от Карпат, на Среднедунайской низине. Те же, кто были кочевниками, жили на востоке равнины, т.е. в Черноморско-Каспийской степи и Туранской равнине. Именно Западная часть Евразийской равнины как правило рассматривается как прародина народов, говорящих на индоевропейских языках. Вероятно, протоиндоевропейцы образовывали здесь некие «ядровые группы», говоря на разных, но очень родственных диалектах. Слова, которые были общие для всех «ядровых групп», представляли собой земледельческие названия, названия домашних животных, родства, обозначения рождения и смерти, дня и ночи, небес, солнца, звёзд и Месяца, числительные до сотни, местоимения, обозначения процессов еды, питья, ношения, знания, видения и т.д., то есть определенные важные и основные понятия, которые они также уносили с собой, осваивая новые пространства. Но, собственно, пра-балто-славяне остались в восточной части изначальной родины оседлых индоевропейцев и, вероятно, несколько распространились, когда соседние районы после отхода многих других индоевропейцев стал свободнее (например, предки хеттов ушли далеко на юг, в Анатолию, а предки тохар – на восток, к Китаю). Балто-славяне остались по преимуществу на той территории, где жили всегда, имея непосредственными соседями уральские и саамские народы, но находясь на нескольком удалении от Средиземноморской цивилизации. Можно с уверенностью говорить о наибольшей «чистоте» индоевропейской сущности именно у балто-славян [12].
Без сомнения, согласимся с О. фон Кульчицким, что такая земля, как украинский ландшафт, не может не влиять на подсознательные структуры психики тех, кто на ней живет и трудиться [13].
Таким образом, и корни украинского менталитета, единства их души, духа и тела достигают времен «общеславянских», когда праславяне жили в особом регионе (loсus internus) на стыке птолемеевых Германии и Сарматии, где скрещивались культурные влияния Запада и Востока, т.е. на территории лесостепной и лесной зоны Европы от Балтики до Карпат и Днепра, Дона и даже Азовского моря [14].
Украинский культуролог С. Андрусив констатирует, что детство украинского этноса, наверно, было «раем» в этом райском уголке земли. Будучи неприспособленными к суровым, жестоким взаимоотношениям «взрослых» народов (войны, насилие, агрессия, коварство и т.д.), славяне поэтому и имели такую неблагодарную историю. Отсюда и украинский лиризм, поэтичность мировосприятия и выражения, а вместе с тем и поиски, бегство от действительности, социальная пассивность и равнодушие [15].
- Паїк В. Корінь безсмертної України і українського народу. – Львів: Червона Калина, 1995. – С. 24.
- Гуцуляк О.Б. Про таємничу символіку писанки // Писанка. – 1994. – № 3 (10). – С. 12.
- Даниленко В. Стереотип, монотип, архетип у культурних моделях // Слово і Час. – 1994. – № 1. – С. 55-59; Дяченко М.В., Частник О.С. Простір і час у фольклорних світах: Пам’ять генерацій // Філософська думка. – 1999. – № 1-2. – С. 78.
- Паїк В. Корінь безсмертної України і українського народу. – Львів: Червона Калина, 1995. – С. 12 – 13.
- Гумилев Л.Н. Тысячелетия вокруг Каспия. – М.: ТОО «Мишель и К0», 1993. – С. 13.
- Янович В. Наследие тысячилетий. – К. : Задруга, 2006 // http://www.lah.ru/text/yanovich/g21.htm
- Губко О. Прадавність української психології // Учитель. – 1998. - № 11 – 12. – С. 50.
- Продум М. Нація золотих комірців: Психоінформаційна концепція України. – Тернопіль: Мандрівець, 1994. – С. 141 – 142.
- Гетьман В. Гранітно-степове Побужжя: філософія природи та романтика історії // Персонал. – 2009. – №2. – С.114-123.
- Сомананданатха. Наги и Сарпы // http://somanandanatha.livejournal.com/29597.html
- Бичко А.К., Бичко І.В., Табачковський В.Г. Історія філософії. – К.: Либідь, 2001. – С. 306.
- Менгес К.Г. Восточные элементы в «Слове о полку Игореве» / Перев. с англ. Предисл. Р. Якобсона. Отв.ред. А.Н. Кононов. – Ленинград: Наука, Ленинград. Отд., 1979. – С. 23 – 24, 28 – 29.
- Хрущ О. Український характер: Історико-культурні та геополітичні умови його формування // Збірник наукових праць: Філософія, соціологія, психологія. – Івано-Франківськ: Вид-во Прикарпат. Ун-ту, 1996. – Ч. 1. – С. 129.
- Королюк В. У истоков славянской общности // Изучение культур славянских народов / Ред. – сост. В. Злыднев, Ю. Ритчук. – М.: Ред. «ОниС», 1987. – С. 15-16.
- Андрусів С. Характерологія українців: Національний Космо-Психо-Логос // Науковий збірник Українського Вільного Університету. Матеріали конференції “Нарід, нація, держава: Українське питання у європейському вимірі”, Львів, травень 1993 року / Гол.ред. і упоряд. А. Карась. – Мюнхен-Львів: Вид-во УВУ, 1995. – С. 134.
Комментариев нет:
Отправить комментарий