Утрата матриархата была катастрофой для мира Традиции. Почитание высшего начала как женского предполагало изначальную божественность не просто мира как структуры, но и мира как материи, субстанции. Вся реальность осознавалась как ткань метаморфоз, где нет смерти, но есть превращения, динамические траектории изобильной, бьющей через край жизни. Мужчина был окутан в женщину, которая выступала и вне и внутри него, которая служила ему и вдохновляла его, которая была одновременно и его мыслью и его плотью. Златоволосая богиня Неба и Земли,пречистая Фрейя, мать богов и героев, она пропитывала своим присутствием быт и культ, созерцание и действие, искусство и созидание.
Мужское начало было не противоположно женскому и не подчинено ему. Оно как Рыба в воде пребывало, сохраняя свою концентрированность, в вездесущей стихии Женщины-Мысли, Женщины-Мудрости. Индуистский тантризм, гностический миф о Софии и каббалистическая идея Шекины, женского присутствия Божества суть мотивы, восходящие к древнейшим эпохам арийского матриархата. Патриархат не был победой мужчин. Он был их поражением, так как вместе с порабощением женщины случилось вырождение самого мужчины, который подчинил своему рациональному, дискретному сознанию, ставшему самостоятельным те сферы, которые ранее схватывались сердечной интуицией. Женщина-Мысль была сведена до уровня женщины-тела. Дух и материя, некогда тождественные в световом синтезе Богини, в ее присутствии, разделились, пришли в конфликт. Мужчина утвердил свою формальную логику, причинно-следственные поля. Мир отделился от Причины, два пола стали разделенными стеной, появилась идея линейного времени - продукт абсолютизации мужской ментальности, оторванной от женской интуиции, схватывающей целый цикл. Вместе с тем началось вырождение и самой женщины. Низведенная до инструментальных функций, загнанная в тюремные пределы кухонь и огородов, она стала утрачивать свое духовное величие, обращая интуицию на земное, исподволь мстя мужчине истерикой, жаждой стяжательства, сознательно подчеркнутой бестолковостью, раздражающей рационального монстра времен патриархата. Лишь в роли блудницы сохранила женщина свое сакральное достоинство, униженное и осмеянное мужским прагматизмом, презрением, социальным позором, экономической подоплекой. Падшая София, Шекина в изгнании.
Мужская и женская души имеют разную историю, они разные благодаря истории: естественно предположить, что душа начинает быть мужской или женской в момент начала бытия, то есть в момент воплощения в тело. Мужская душа соблазняется бытием, поэтому ее воплощение не может быть полным – между da-sein и das Sein существует просвет - существование, по Хайдеггеру, это и есть просвет, то есть в структуре существования запечатлен след соблазна.
Воплощение женской души можно понять только как падение в бытие - настолько быстрое и радикальное, что оно за-бывается – женщина как бы не имеет истории. Быть женщиной значит не “иметь дело”, но быть всегда уже в глубине дела, вляпаться по уши, подзалететь. Женское da-sein настолько глубоко упало в бытие, что оно неотличимо от самого бытия, поэтому соблазн мужской души с самого начала связан с женщиной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий