25.12.2010

Олег Гуцуляк: Два Галича - Червенский и Мерьский

ГАЛИЧ ЧЕРВЕНСКИЙ С ГАЛИЧИНОЙ МОГИЛОЙ (ГОРОЙ) И УСПЕНСКИМ СОБОРОМ

Галич – древний украинский город в Северном Прикарпатье на правом берегу Днестра, который наряду с Киевом может считаться родиной украинской государственности. Галич, дата основания которого предположительно относится к 1140 году (году упоминания в летописи), на протяжении ста лет был столицей Галицко-Волынского княжества. Нынешний Галич – это музей под открытым небом. Удивительно, но городу удалось пережить разрушительные войны двадцатого века и сохранить многие исторические и архитектурные памятники. Их ценность для Украины подтверждается тем, что на территории города создан Национальный архитектурный заповедник «Древний Галич». Особая стилистка, присущая карпатским зодчим, наиболее ярко отражена в здания Галицких церквей и храмов - церковь Рождества Христова середины 14 века, церковь святого Пантелеймона конца 12 века.

Период владычества в Галиче польских королей ознаменовался постройкой оборонительного замка. К сожалению, замок Галича до наших дней дошел лишь в виде руин – он был разрушен еще в 17 веке турецко-татарскими войсками. Тем не менее, для любителей острых ощущений здесь и сегодня есть много интересного. В частности, сохранились подвалы замка, в которых смелые туристы могут попробовать отыскать призраки былых великих правителей Галича. Кроме основных памятников, также рекомендуем посетить древнегалицкое поселение периода 10-12 веков, а также музей народной архитектуры и быта. В целом же Галич можно назвать одним из типичных уголков Карпат, на примере которого наиболее ярко прослеживается ход истории карпатских народов.

Церковь святой Богородицы, или же Успенский собор, была главной святыней стольного княжеского Галича Червенского, находящегося на Днестре. Первое летописное сообщение о ней связано с захоронением князя Ярослава Осмомисла в 1187 году. Письменные источники удостоверяют торжественные церемонии окняжения здесь Даниила Романовича в 1208 и 1239 годах, а также коронование королевича Коломана на короля Галичины (в 1215 г.), когда Галицкая катедра временно была передана латинскому епископу.Во время получения Галича Мстиславом Удатним в 1219 году венгерский королевич Коломан, как подает летопись, "...зробив укрепление на церкви пречистой владычицы нашей Богородицы, которая, не стерпев осквернение храма своего, и отдала его [Коломана] в руки Мстиславу" . Это состоялось, когда князь Мстислав после победы над венгерским полководцем Филея приступил в Галич: "И выбежали тогда угры на своды церковные, а другие на веревках поднялись, а коней их половили. Укрепление же было сделано на церкви, и те стреляли и камни метали на горожан, но изнывали от жажды, потому что не было воды в них. А когда приехал Мстислав, то они показались ему и они возведены были из церкви". Аналогичный случай произошел 1254 года, когда князь Изяслав оборонялся в Галиче от Данилового сына Романа. Это - последняя летописная весть о Галицком Успенском соборе.


Собственно с походом Мстислава Удатного против венгров летопись связывает легенду о Галичиной могиле, "сидение" на которой равнозначно княжению в Галиче. У словаков аналогично возводили на трон на праздник Троицы т.н. ритуального "тройцевого короля" (на церковный праздник Троицы-Пятидесятницы). Возможно, что это - кельтское наследие (сидение на горе/камне как кронация королей Ирландии).

Более поздние сведения приходятся уже на ХIV-XVII века. Точная дата разрушения собора остается неизвестной, но опосредствовано его существование еще во второй половине ХVІІ века подтверждают упоминания 1564 и 1565 лет и свидетельство Гедеона Балабана в 1576 году. Новая Успенская церковь построена в 1584-1586 годах потомком боярского рода Марком Шумлянским. Для постройки он использовал каменные блоки от разрушенного Успенского собора, находящегося неподалеку. Как память о строительстве, над хорами в церкви сохранился замурованный камень с гербовым знаком. В 1699 г. начались реставрационные работы. В 1702 г церковь была отстроена из белого камня в стиле ренессанс. Реставрацию вел Иосиф Шумлянский, который не только отреставрировал церковь, но и построил вокруг нее новые оборонные укрепления, возвел кирпичные стены, угловые башни и въездные ворота. Интересно, что во время восстановления храма Иосиф Шумлянский нашел надмогильную плиту над гробом своего славного предка, основателя Успенской церкви. Она установлена в 1991 г., близ центрального входа к святыне. Интересно, что в процессе реставрации были найдены многочисленные фрагменты стенных конструкций Успенского собора ХІІ в., элементы каменного декора храма, фрагменты фресковой росписи. Замечательным украшением церкви является иконостас, который выполнил выдающийся мастер украинской живописи начала ХХ в. Антон Манастирский, а также — Крилосская Чудотворная Икона Божьей Матери.

Но еще в первой половине ХVІІІ века, согласно инвентарному описанию 1749 года, на месте давнего собора были еще хорошо видные каменные руины (rubera lapidae). В XVI-XVII веках на остатках стен южного притвора собора построена каменная каплица св.Василия. Она, согласно с историческими вестями и фото в 1911 году, имела надстроенную деревянную двухъярусную колокольню с девятью колоколами. В начале ХХ века здесь хранились архивы Крилосской парохии. Деревянная колокольня сгорела во время артиллерийского обстрела русской армией в 1915 году, остался лишь первый каменный ярус.

Остатки летописного Богородичного собора обнаружила и исследовала в 1936-1938 годах экспедиция Научного общества им. Т.Шевченко под руководством Ярослава Пастернака. От достопримечательности частично остались фундаменты, незначительные фрагменты пола и небольшие участки наземных стен. Важнейшими результатами археологических работ стало выявление места расположения собора на Крилоскому городище (это был весомый аргумент в дискуссии относительно локализации летописного "города"); установление размеров церкви 37,5 х 32,4 м (большей среди тогдашних храмов Киевской Руси была только София Киевская); изучение техники сооружения и богатого архитектурного декора; нахождение мужского захоронения в каменном саркофаге, интерпретированного как останки галицкого князя Ярослава Владимировича (Осмомисла). Опираясь на результаты своих исследований, Я.Пастернак опубликовал подробные обмеры, дал характеристику строительно-технических особенностей объекта, определил время его сооружения - 1157 год, а также, проанализировав архитектурные элементы, сделал попытку словесной реконструкции здания. После исследований собора 1938 года над его остатками построили деревянный павильон с целью экспонирования объекта. Однако во время Второй мировой войны этот павильон разобрали, а фундаменты присыпали. В 1974 - 1976 годах осуществлена трассировка внешней линии фундаментов Успенского собора, реставрация каплицы Св. Василия, а также определено место захоронения князя Ярослава Осмомисла. В процессе этих работ Галицкая археологическая экспедиция, которой руководил В.Аулих, исследовала остатки каменных конструкций, что из юга и севера прилегали к храму. Историко-архитектурные студии над собором в течение 50-70-х годов ХХ в. установили мысль, что это была четирестолпная однокупольная церковь, окруженная из трех сторон галереями. Первая попытка аргументированной научной графической реконструкции этого здания принадлежит О.Воробьевий и О.Тицу, предложивших вариант типичной крещато-банной церкви с позакомарным завершением фасадов, стилистически очень приближенной к чернигово-киевськой архитектуре. К храму с трех сторон прилегают одноярусные галереи, с т. наз. гульбой, огражденным высоким парапетом.
Дежурные попытки графических реконструкций (В.Ярема, Ю.Лукомский и В.Петрик) дали основания для выводов о невозможности на современном уровне наших научных знаний об Успенском соборе и Галицкой архитектурной школе выполнить научно обоснованную и однозначно трактованную реконструкцию первобытного вида Успенского собора. В то же время в 1996-1997 годах авторский коллектив Института "Укрзахидпроектреставрация" разрабатывал проектные предложения относительно консервирования аутентичных фундаментов Успенского собора и устраивания крипты для останков Ярослава Осмомисла. Тогда же предложено построить на остатках Успенского собора храм, архитектурное решение которого основывалось бы на гипотетической реконструкции О.Воробьевой и О.Тица.

В 1992-1996 и 1998-2000 годах архитектурно археологические исследование остатков собора проводил архитектурный отряд Галицкой археологической экспедиции (руководитель - Ю.Лукомский). В 1997 году по случаю празднования 1100-летнего юбилею давнего Галича на областном уровне принято постановление о "восстановлении митрополичего Успенского собора", что обусловило потребность выполнить повторные спасительные исследования остатков достопримечательности. Это сделал 1998 года архитектурный отряд Галицкой спасительной археологическо-архитектурной экспедиции РНДЦ "РАС" Институту археологии НАН Украины, который при этом раскрыл как внутреннюю часть достопримечательности, так и прилегающую к ней территорию, обнаружил значительное количество архитектурных деталей и фрагментов внутренней отделки храма. Современные архитектурно археологические исследования объекта отличались от предыдущих более подробным изучением конструктивных, строительно-технологических, стратиграфичних аспектов, более совершенными методами фиксации достопримечательности, а также частичным изучением объектов, которые принадлежат к археологическим горизонтам, которые пидстеляють достопримечательность. Добытые новые важные результаты дали возможность существенно дополнить предыдущие изучения и внести в них коррективы.

После празднования юбилея Галича, невзирая на то, что исследователи не раз обращались в местную администрацию, консервирование Успенского собора, не завершено. Это привело к значительным разрушениям аутентичных субстанций достопримечательности в зимне-весенний период 1998 - 1999 лет. 3 августа 1999 года по согласованию с Галицкой районной государственной администрацией Галицкий межхозяйственный отдел капитального строительства под непосредственным руководством В.Крука и З.Давидюка начал несанкционированные строительные работы на остатках собора. Такое "восстановление" повлеклось к разрушению значительной части аутентичных стен ХІІ века в центральной части достопримечательности, а на месте их заложены железобетонные ленточные фундаменты. Лишь благодаря протестам общественных организаций и научных учреждений, Национального заповедника, "Давний Галич", под давлением писем Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины, а также Министерства культуры и искусств Украины эти работы в ноябре 1999 года прекращены. Осенью в 2000 году при содействии Национального заповедника "Давний Галич" аутентичные субстанции прикрыты временными консервацийними материалами для защиты от промерзания. Однако зацилили остатки доныне находятся в разрушенном и неогражденном от последующего разрушения состоянии. На заказ Национального заповедника "Давний Галич" Научно-исследовательская лаборатория из регенерации историко-архитектурных комплексов исторических городов Украины (НДЛ №104) Национального университета "Львовская политехника" разработала проект консервирования и музеефикации Успенского собора и каплицы св.Василія. Работа над проектом состояла из двух основных частей: научно-исследовательской и собственно проектной. По итогам выполненной научно-исследовательской части работы сделаны такие выводы. Объект проектирования (фундаменты Успенского собора как достопримечательность археологии и каплица св.Василия как достопримечательность архитектуры) является уникальной многослойной достопримечательностью, которая включает разнохарактерные элементы зданий и сооружений, датированных от ХІ до ХVІІІ веков. Фундаменты Успенского собора находятся в остро неудовлетворенном, частично в аварийном состоянии, которое делает невозможным экспонирование их в открытом состоянии. Состояние сохраненности фундаментов и фрагментов наземных стен достопримечательности вместе с собранными урухомленими архитектурными деталями, а также нехватку иконографии не дают возможности выполнить даже приблизительную однозначно достоверную теоретическую реконструкцию внешнего вида собора.


ГАЛИЧ МЕРЬСКИЙ


Город расположен на берегу Галичского озера (бассейн реки Костромы), в 121 км от города Кострома.

Считается, что в раннем средневековье (ориентировочно X век) с городища Унорож (находилось при впадении реки Тойги в Вексу, несколько севернее современного Галича) в Галич был перенесён племенной центр мери, вследствие чего он был известен по летописным источникам как Галич Мерьский, однако согласно официальной версии город был основан в 1158 или 1159 годах Юрием Долгоруким. В XIII веке город в XIVявлялся центром удельного Галичского княжества, присоединён к Московскому княжеству после известной борьбы за великое княжение, в которой галицкие князья приняли сторону Твери и в итоге потерпели поражение, хотя поначалу им сопутствовал успех и некоторое время они даже были номинально удельными князьями Московскими.

В Галиче Костромской области находится - Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (дата постройки - не позже 1815). Вместе с Преображенским собором (последняя треть XVII в.) они образуют особый храмовый комплекс. расположенный на одной из центральных улиц города. Оба здания – холодный Преображенский и теплый Благовещенский соборы (последний стоит в нескольких метрах севернее) – обращены к улице западными фасадами. В дореволюционной историко-архитектурной литературе имеются сведения о существовании на этом мете в глубокой древности монастыря с деревянной Преображенской церковью, замененной впоследствии каменным собором того же посвящения. В 1609 г монастырь был сожжен отрядом полковника А.Лисовского и с тех пор не восстанавливался, а его соборная церковь обращена в приходскую. В 1774 при попечение епископа Костромского и Галичского Симеона II рядом с ней в нескольких метрах южнее был выстроен существующий ныне новый Преображенский собор. Старая же церковь была разобрана за ветхостью в нач. 19 в. В 1808 -15 гг. на ее месте по заказу бывшего городничего Галича А.А.Левшина был возведен Благовещенский собор. Тогда же территорию вокруг обоих храмов обнесли кирпичной оградой, в линии которой с западной стороны от Преображенского собора располагалась колокольня.
В настоящее время оба здания, несмотря на утрату завершений и поздние пристройки, продолжают оставаться заметными архитектурными доминантами в застройке ул. Свободы. Особенно активную роль играет вынесенный на красную линию улицы Благовещенский собор, выделяющийся монументальными пропорциями объема.

Собор Благовещенский, сооруженный в стиле классицизма, получившего несколько провинциальную окраску, по своим типологическим признакам интерпретирует один из характерных для начала 19 века вариантов центрического храма с колонными портиками на всех фасадах. Приземистый четырехстолпный четверик его основного объема, некогда завершавшийся пятиглавием, с востока и запада дополняют равновеликие прямоугольные в плане апсида и притвор. В настоящее время здание искажено со всех сторон кирпичными пристройками советского времени, восточный портик утрачен, а от пятиглавого завершения остался лишь центральный световой восьмерик с более узкими диагональными гранями, покрытый полусферической крышей с архаичными для классицизма полуглавиями. Фасады здания отличаются скупым, лаконичным декором. Доступные для обозрения центральные части северного, южного западного фасадов выделены плоскими ризалитами, соответствующими расширенным центральным интеркупольным четырехколонных тосканских портиков. Поднятые на постаменты колонны портиков с профилированными белокаменными базами и капителями поддерживают проходящий по периметру объема массивный антаблемент с широким карнизом огрубленного рисунка. Треугольные фронтоны портиков разобраны, а существующий ныне фронтон на западном фасаде сложен в советское время. Прямоугольные без обрамления окна украшены под подоконниками прямоугольными нишами. На ризалитах в центре фасадов помещены тройные окна с более узкими фланговыми проемами. На гранях восьмерика, ориентированных по сторонам света, им соответствуют тройные окна с арочными центральными проемами.
В интерьере четыре мощных, усложненных в сечении столба, служащие опорами венчающего храм восьмерка, организуют внутреннее пространство в виде неравноконечного креста, «рукава», которого перекрыты крестовыми сводами, закрестовья – полулотковыми. Перекрытие восьмерика, открывавшегося в интерьер храма, скрыто поздним потолком.

Икона Божией Матери Галичская-Чухломская "Умиление" явилась в 1350 году преподобному Авраамию Галичскому, пришедшему для подвигов на Север по благословению Преподобного Сергия Радонежского. На пустынном берегу Галичского озера около большой горы, покрытой дремучим лесом, он обратился с молитвой к Божией Матери, испрашивая благословение на подвиг. После молитвы Преподобный присел отдохнуть и вдруг увидел на соседней горе яркий свет и услышал голос: "Авраамий, взойди на гору, где стоит икона Моей Матери". Преподобный поднялся на гору, где сиял свет, и действительно обнаружил на дереве икону Божией Матери с Предвечным Младенцем. С умилением и благодарением Господу принял святой подвижник явленный образ и, укрепляемый молитвами Пресвятой Богородицы, построил на благословенном месте часовню, в которую перенес икону. Через некоторое время Галичский князь Димитрий Феодорович, узнав о пришествии старца, обратился к нему с просьбой принести икону. Преподобный Авраамий переплыл на ладье Галичское озеро и, сопровождаемый духовенством и множеством народа, перенес чудотворный образ в соборный храм города Галича. В этот день от иконы исцелились многочисленные болящие. Когда преподобный Авраамий рассказал о явлении иконы, князь пожертвовал деньги на строительство монастыря. Вскоре была выстроена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, вокруг которой возник монастырь. Впоследствии преподобный Авраамий основал еще несколько монастырей, последним из основанных был Чухломский, неподалеку от города Чухломы. По названию этой обители подвижника стали именовать Чухломским, а чудотворной иконе усвоено название Галичская-Чухломская. Празднование этой иконе совершается также 28 мая и 15 августа.

Комментариев нет:

"... Надо обновить идею эллинизма, так как мы пользуемся ложными общими данными... Я наконец понял, что говорил Шопенгауэр об университетской философии. В этой среде неприемлема никакая радикальная истина, в ней не может зародиться никакая революционная мысль. Мы сбросим с себя это иго...Мы образуем тогда новую греческую академию... Мы будем там учителями друг друга... Будем работать и услаждать друг другу жизнь и только таким образом мы сможем создать общество... Разве мы не в силах создать новую форму Академии?.. Надо окутать музыку духом Средиземного моря, а также и наши вкусы, наши желания..." (Фридрих Ницше; цит. за: Галеви Д. "Жизнь Фридриха Ницше", Рига, 1991, с.57-58, 65, 71-72, 228).

Поиск по этому блогу

Ярлыки

"Слово о полку" (1) Азия (10) Албания (1) албанцы (1) алхимия (2) анархизм (1) Анатолия (4) антикапитализм (1) антирашизм (4) антисоветизм (1) античность (4) Античный мир (8) антропософия (2) арии (4) арийцы (1) аристократизм (1) архетипы (5) Атлантида (5) афоризмы (2) Африка (1) Балканы (4) Балтика (2) Балты (2) бахаи (1) библиография (1) Ближний Восток (5) Болгария (1) Бонапартизм (3) Британия (1) Буддизм (5) булгары (1) былины (1) Ваал (1) варварство (2) варяги (3) Венгрия (1) Византия (1) Власть (1) Гайдамаки (2) Галисия (1) Галиция (6) Галич (3) Галичина (13) Гендер (2) Генеалогия (9) Генон (1) геокультура (7) геополитика (10) германцы (3) герои (1) гетьман (1) Гильгамеш (1) гностицизм (1) Готы (16) Грааль (1) Греция (1) Грузия (1) гунны (1) Гуцулы (8) Гуцуляк (14) Даосизм (1) демократия (2) детофобия (1) диаспора (1) динозавр (1) Дионис (1) доклады (2) Донбасс (1) Древний Египет (3) Дугин (4) духовность (2) Евразийство (24) Евразия (2) евреи (1) Европа (1) Ефремов (1) женщины (1) зло (1) знаки (2) Иван Франко (2) Индия (6) индо-европейцы (7) индуизм (3) инициация (3) Интервью (14) интертрад (1) Ислам (3) историософия (2) исторический материализм (1) история (4) иудаизм (1) йезиды (1) Кавказ (7) казаки (3) капитализм (5) Карпати (3) Карпаты (12) Карфаген (1) католичество (1) Кельты (12) Киев (1) Киевская Русь (25) Китай (3) классы (2) книга (3) книги (4) козаки (2) Козацтво (4) Коліївщина (1) коммунизм (1) конспирология (3) конференции (1) Конфуцианство (1) Корея (1) Косово (1) крестоносцы (1) Криптополитика (6) Культура (57) Латинская Америка (1) Левое движение (3) левые (1) Леся Украинка (1) Лингвистика (14) Литература (22) личности (16) література (1) манифесты (2) марксизм (1) масоны (1) менталитет (2) ментальность (2) метафизика (2) Мифология (69) Монархизм (9) мораль (1) Мория (1) Москва (1) музыка (4) Налимов (1) наркотики (1) наука (1) Национализм (22) нация (4) неосарматизм (1) Неоязычество (7) Ницше (4) Ницще (1) Новости (7) Новые правые (26) норманны (1) Общество (23) Оккультизм (6) Олег Гуцуляк (10) Орден (3) Ордены (1) освіта (1) осетины (3) Осетыны (3) отзывы (1) патриотизм (1) пикты (1) писанка (1) письмо (2) Подолье (1) Поезія (3) Полесье (1) Политика (47) постмодернизм (1) потмодернизм (1) поэзия (1) презентации (2) примордиализм (7) Примордиальная Философия (19) прометеизм (1) пророчество (1) психология (1) Революция (20) Религия (13) Республиканство (1) Рецензии (5) рим (3) риптополитика (1) родовод (1) Росія (2) Россия (26) Русь (7) рыцарств (1) Рыцарство (5) Сарматы (11) сатанизм (2) свобода (1) семантика (1) Сербия (1) символы (2) скифы (8) славяне (44) События (2) социализм (2) социология (4) Средиземноморье (2) СССР (1) Сталин (1) сталинизм (1) статті (1) статьи (4) стихи (3) Султанов (2) суфизм (1) США (1) Танцы (3) Творчество (6) Тибет (1) Тойнби (1) топонимия (1) традиционализм (7) традиция (6) Триполье (1) Тюрки (6) тюркология (1) убийство (1) Угро-финны (4) Угры (1) Украина (88) утопия (1) фантастика (11) фашизм (1) Филология (10) Философия (46) филосфия (1) ФКК (1) Франция (1) футурология (7) Хайдеггер (1) Христианство (21) царственность (5) царство (2) Цивилизация (58) цитаты (1) человек (4) человечество (2) ченнелинг (1) черкесы (1) Шамбала (1) Шевченко (1) шовинизм (2) Шотландия (1) шумеры (1) эзотерика (11) экономика (1) элита (2) Эллины (1) Эпиграфы (1) эпос (4) эссе (1) эстетика (1) этнология (36) этнополитика (2) этруски (1) язык (1) языки (1) язычество (3) Япония (2)

Гильдии

Гильдия авторов и правообладателей
Официальный сайт и торговая площадка компании ООО НПО "Солярис-Сервис" для реализации и распространения е-товаров.
http://e-galo.ru/