16 января 2011

Олег Гуцуляк: Человек на пути к точке Омега

Сознание нельзя отождествлять с психическими процессами. Собственно феноменология открыла непсихические сознательные акты, имеющие всеобщую устойчивую внеличностную объективно-идеальную структуру, детерминирующую эмпирический опыт сознания, его многообразность и многослойность, его «многомерное топологическое пространство» [Брысина Т.Н. Сознание в современном мире. – Саратов : Изд-во Саратов. Ун-та, 1993. – С.40-61]. Сознание – это способность субъекта соотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя ему. Сознание является всего лишь событием, т.е. видом бытия, равноправным и кореллятивным с другими (например, общественное бытие). Например, как указывал Л. Витгенштейн, грамматика функционирует без опоры на психические процессы. Тот факт, что языковые выражения имеют значения, никоим образом не предполагает особого психического опыта переживания значения языкового выражения. Наше «внутреннее» никогда не дано нам как таковое, но только в определенной «языковой игре», и стремясь сделать это «внутреннее» объектом исследования, мы просто переходим от одной «языковой игры» к другой (примером такой «игры» есть психоанализ), а не приходим, как считают психологи, к реальным основам и элементам сознания. Гештальт
Л. Витгенштейн связывет с функционированием языка. Зрительные восприятия человека неотделимы от их интерпретации, а эти последние обусловлены не церебральными структурами и процессами, но языковым контекстом, «языковой игрой». Для этого он демонстрирует феномен восприятия рисунков, в которых могут быть увидены разные образы (утка – кролик и т.п.) и показывает, что восприятие чего-то как определенной вещи (видение в аспекте) зависит от контекста и структуры используемого нами языка [Petit J.-L. La philosophie de la psychologie de Wittgenstein // Arch. de Philosophie. – Paris, 1991. – P. 587-624; Грязнов А.Ф. Язык и деятельность : критический анализ витгенштейнианства. – М. : Изд-во МГУ, 1991. – 142 с.].

Сознание предлагали редуцировать к чему-то очень простому, поддающемуся логическому осмыслению. В марксизме, например, сознание редуцировалось к социальным явлениям, в фрейдизме – к инстинктам, в бихевиоризме – к поведению, в когнитивной психологии – к компютероподобным логическим операциям, в нейропсихологии – к формам взаимодействия нейронных сетей [Марголис дж. Личность и сознание, перспективы нередуктивного материализма. – М., 1986. – 420 с.]. В буддизме верят в истинное существование «дхарм»«мельчайших неделимых частиц» (наделенных краткими неделимыми моментами осознавания), либо  сами «кратчайшие мгновения сознания», которые, как атомы, вместе во времени составляют «внешние явления». Эти «неделимые частицы-мгновения сознания» страшатся страдания циклического существования, обладают небольшим сочуствием и имеют сильное стремление к «освобождению» из Самсары (Сансары). Медитация в буддизме как раз и должна привести к «успокоению ума» и «проникающему видению природы ума», что «реальность» по сути пустотна, что «творец реальности» – это коллективный ум, и что субъект и объект познания неразделимы [Коротецкая Л.М. Три колесницы Будды: разные пути к Пробуждению // Восток. – 2001. – №1. – С.123-128].

П. Тейяр де Шарден утверждает в «Феномене человека» (1940 г.), что «предсознание» (или «преджизнь») существует спонтанно в неживой материи, т.е. что каждая частица материи содержит в себе сознание в зачаточной форме, и «предсознание» в материи характеризуется особой «радиальной энергией» (не подчиняющаяся закону энтропии, в отличие от «тангенциальной энергии», характеризующей физико-химические свойства материи, подчиненные законам термодинамики и энтропии), направленно возрастающая с усложнением форм существования материи и на определенном этапе проводящая к «ноогенезу» – появлению сознания в его «развитых формах» (человеческое сознание). Признаком рождения человека является «… центральный феномен – рефлексия [выделено нами, – О.Г.]. С точки зрения, которой мы придерживаемся, рефлексия – это приобретенная сознанием способность сосредоточится на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением, – способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь. Путем этой индивидуализации самого себя внутри себя живой элемент, до того распыленный и разделенный в смутном кругу восприятий и действий, впервые превратился в точечный центр, в котором все представления и опыт связываются и скрепляются в единое целое, осознающее свою организацию» [Тейяр де Шарден П. Феномен человека / Пер. с фр. и прим. Н.А. Садовского. – М. : Прогресс, 1965].

Дальнейшая эволюция приведет к появлению качественно нового состояния сознания, объединению человечества в некий «сверхличностный биологический макрокосм», внутри которого каждый отдельный индивид будет особым образом функционировать, способствуя сохранению и совершенствованию «макрокосма». Финальной точкой всего процесса эволюции является пункт Омега, Сверхличность, которая полностью высвобождается от своей материальной оболочки (тангенциальной составляющей) и существует поэтому вне пространства и времени.

Но возникает следующая возможность сформулировать и такое утверждение: «… наличие рефлексии есть и достаточно условие для того, чтобы о некотором единичном существе или коллективном субъекте можно было говорить как о разумном: всякий объект, способный думать о себе как о некотором выделенном предмете, имеющем определенные границы, возможности и цели, является разумным единством. Найдите признаки рефлексивного мышления – и можете задуматься о разуме, возможно, существующем в совершенно непривычной форме [выделено нами, – О.Г.]. Если появление рефлексии означало рождение человека, то можно предположить, что рождение человечества как разумного целого тоже должно сопровождаться проявлением общечеловеческой рефлексии, то есть появлением очевидных моментов единства мышления человечества о себе самом, о собственном знании, но в первую очередь о возможности собственного бытия. То есть человечество должно было [бы] ощутить себя как единое тело, прежде чем ощутит себя как разумное единство [выделено нами, – О.Г.]. Впрочем, эти процессы, возможно, с некоторого момента могут протекать и параллельно» [Губайловский В. Рождение человечества // Новый мир. –  2010. – №3. – С.216].

Развивая и переосмысливая концепцию П. Тейяра де Шардена, Э.О. Додсон, профессор факультета биологии Университета Оттавы (Канада), высказал собственные соображения на причины, движущие силы и направленность эволюционного процесса. Вселенная рассматривается как целостное бразование, «тотальность материи» (ни один из её «фрагментов» не дает о ней адекватного представления) и которая находится в процессе эволюции, т.е. усложнении её организации. Процесс эволюции необратим, для неё характерен ортогенезис, направленное развитие, движение к определенной цели. В определенный момент достигается пограничная черта, «критический уровень сложности», за которой макромолекулярные органические соединения становятся примитивными жывыми существами. Всякий материальный объект помимо совокупности его физико-космических свойств обладает ещё и некоей «спонтанностью», «психизмом», представляющим собой зачаточную форму сознания. Об этом, например, свидетельствуют малопонятные научные факты (почему в химической реакции бывает так, что при всех прочих равных условиях приблизительно 65 % молекул активно участвует в химических реакциях, а 35 % остаются «невовлеченными», нейтральными, и не обусловлено ли это фактом, что такие молекулы обладают индивидуальной предрасположенностью не участвовать в реакции, т.е «силой выбора», которую можно сравнить с проявлением сознательности на особом, первичном уровне?). Для развития материи характерно уменьшение тангенциальной энергии (согласно второму закону термодинамики) и увеличение радильной, которая пробивает себе дорогу путем усложнения нервной системы. Социокультурная эволюция не вытесняет биологическую, они как бы сосуществуют в гармонии, т.е. генетическая и культурная эволюции друг друга взаимно обогащают. Это состояние гармонизации и есть «ноогенезисом» – создание «ноосферы» как особой области, связанной с разумной человеческой деятельностью [Dodson E.O. The phenomenon of man revisited: A boil. Viewpoint on Teihard de Chardin. – N.Y.: Columbia Univ. Press, 1984. – XXIII, 257 p.; Титаренко Г.А. Додсон Э.О. Вновь обращаясь к феномену человека: взгляд на теорию Тейяра де Шардена // Человек в контексте глобальных прблем: Реферативный сборник / Отв.ред. В.Е. Ермолаева. – М.: ИНИОН АН СССР, 1989. –  С.100-110].

Однако при  этом нарастает и сам «кризис эволюции», «бунт ноосферы», вызванный ясным осознанием несоизмеримости масштабов человеческой цивилизации с безграничностью пространства и времени, космическими просторами Вселенной, безразличной к роду человеческому. Отсюда и потеря веры в благополучный исход развития. Рост сознания в процессе эволюции не всегда равен эффекту «слияния мысли», соединению различных интеллектуальных центров и формированию такого их единства, когда получившееся общее «сверхсознание», «единодушие» будет качественно отличаться от суммы составляющих его частей, как пытается убедить нас Э.О. Додсон. «Качественная конвергенция сознания» оказывается лишь утопией о формировании единого мирового человеческого сообщества. Стремление к «сверхличному началу» пугает тоталитарным подчинением некоему «сверхсознанию», в котором личность так же исчезнет, как бы исчезла и в «безличном начале».

Комментариев нет:

"... Надо обновить идею эллинизма, так как мы пользуемся ложными общими данными... Я наконец понял, что говорил Шопенгауэр об университетской философии. В этой среде неприемлема никакая радикальная истина, в ней не может зародиться никакая революционная мысль. Мы сбросим с себя это иго...Мы образуем тогда новую греческую академию... Мы будем там учителями друг друга... Будем работать и услаждать друг другу жизнь и только таким образом мы сможем создать общество... Разве мы не в силах создать новую форму Академии?.. Надо окутать музыку духом Средиземного моря, а также и наши вкусы, наши желания..." (Фридрих Ницше; цит. за: Галеви Д. "Жизнь Фридриха Ницше", Рига, 1991, с.57-58, 65, 71-72, 228).

Ярлыки

"Слово о полку" (1) Азия (10) Албания (1) албанцы (1) алхимия (2) анархизм (1) Анатолия (4) антикапитализм (1) антисоветизм (1) античность (4) Античный мир (10) антропософия (2) арии (4) арийцы (1) аристократизм (1) архетипы (5) Атлантида (4) афоризмы (1) Африка (1) Балканы (5) Балтика (2) Балты (2) бахаи (1) Ближний Восток (6) Болгария (1) Бонапартизм (3) Британия (1) Буддизм (5) булгары (1) былины (1) Ваал (1) варварство (2) варяги (3) Венгрия (1) Византия (1) Власть (1) Гайдамаки (2) Галисия (1) Галиция (6) Галич (3) Галичина (13) Гендер (2) Генеалогия (9) Генон (1) геокультура (2) геополитика (10) германцы (2) герои (1) Гильгамеш (1) гностицизм (1) Готы (16) Грааль (1) Греция (1) Грузия (1) гунны (1) Гуцулы (8) Гуцуляк (12) Даосизм (1) демократия (1) детофобия (1) диаспора (1) Дионис (1) доклады (2) Древний Египет (3) Дугин (2) духовность (2) Евразийство (24) Евразия (3) евреи (1) Ефремов (2) женщины (1) знаки (2) Иван Франко (2) Индия (6) индо-европейцы (7) индуизм (3) инициация (3) Интервью (10) интертрад (1) Ислам (3) историософия (2) исторический материализм (1) история (4) иудаизм (1) йезиды (1) Кавказ (6) казаки (3) капитализм (4) Карпати (2) Карпаты (11) Карфаген (2) католичество (1) Кельты (11) Киев (1) Киевская Русь (25) Китай (2) классы (2) книга (3) книги (2) козаки (2) Козацтво (4) Коліївщина (1) коммунизм (2) конспирология (2) конференции (1) Конфуцианство (1) Корея (1) Косово (1) крестоносцы (1) Криптополитика (7) Культура (58) Латинская Америка (1) Левое движение (4) левые (1) Леся Украинка (1) Лингвистика (16) Литература (21) личности (18) манифесты (2) марксизм (1) масоны (1) менталитет (1) ментальность (1) метафизика (1) Мифология (66) Монархизм (8) мораль (1) Мория (1) Москва (1) музыка (5) Налимов (1) наркотики (1) наука (1) Национализм (20) нация (5) неосарматизм (1) Неоязычество (7) Ницше (3) Ницще (1) Новости (5) Новые правые (26) норманны (1) Общество (23) Оккультизм (4) Олег Гуцуляк (8) Орден (3) Ордены (1) осетины (2) Осетыны (2) отзывы (1) патриотизм (1) пикты (1) писанка (1) письмо (2) плейкаст (1) Плейкасты (1) Подолье (1) Поезія (3) Полесье (1) политика (44) Политика (1) постмодернизм (1) потмодернизм (1) поэзия (1) презентации (1) примордиализм (6) Примордиальная Философия (19) прометеизм (1) пророчество (1) психология (1) Революция (20) Религия (13) Республиканство (1) Рецензии (4) рим (4) родовод (1) Росія (2) Россия (24) Русь (7) рыцарств (1) Рыцарство (5) Сарматы (11) сатанизм (2) свобода (1) семантика (2) Сербия (1) символы (2) скифы (8) славяне (45) События (1) социализм (2) социальная философия (1) социология (5) Спарта (1) Средиземноморье (2) СССР (1) Сталин (1) сталинизм (1) статьи (3) стихи (2) Султанов (2) суфизм (1) США (1) Танцы (3) Творчество (6) Тибет (1) Тойнби (1) топонимия (1) традиционализм (7) традиция (6) Триполье (1) Тюрки (6) убийство (1) Угро-финны (4) Угры (1) Укаина (1) Украина (81) Україна (4) утопия (1) фантастика (12) фашизм (1) Филология (11) Философия (45) филосфия (1) ФКК (1) Франция (1) футурология (7) Хайдеггер (2) Христианство (20) царственность (4) царство (1) Цивилизация (58) цитаты (1) человек (5) человечество (2) ченнелинг (1) черкесы (1) Шамбала (1) Шевченко (1) шовинизм (2) Шотландия (1) шумеры (1) эзотерика (8) экономика (1) элита (2) Эпиграфы (1) эпос (4) эстетика (1) этнология (37) этруски (1) язык (1) языки (2) язычество (3) Япония (1)

Гильдии

Гильдия авторов и правообладателей
Официальный сайт и торговая площадка компании ООО НПО "Солярис-Сервис" для реализации и распространения е-товаров.
http://e-galo.ru/



Конкурс «Оккультное просвещение — 2013», посвящённый 75-летию со дня рождения Евгения Всеволодовича Головина
http://vk.com/op2013