01.12.2012

Олег Гуцуляк: О дугинско-путинском блефе "Россия как транзитный коридор"

… Где ветер изнемог в протяжном стоне,
Как Прометей, прикованный к скале, –
Там Рериха пылающие кони
Проходят рысью в синей полумгле.

Эдуардас Межелайтис


В границах атлантистской геоэкономики предполагается наличие трёх зон: Американской, Европейской и Тихоокеанской. Последняя именно и вызывает у атлантистов наибольшую обеспокоенность: «…После исчезновения СССР американцам стало ясно, что одна из континентальных держав Евразии, в комбинации ее демографической массы и промышленного потенциала, может помешать осуществлению проекта «Глобальной Америки», и эта держава — Китай. Головокружительный промышленный и финансовый взлет Китая по отношению к США напоминает ситуацию с Германией, которая в своем развитии в предверии первой мировой войны догнала англосаксонские талассократии, находясь на пороге того, чтобы их превзойти. И это была самая важная причина первой Мировой войны. Логика американских стратегов выглядит следующим образом: если Китай с помощью своей экономической мощи и геополитической независимости превратится в важнейшую мировую державу, придерживающейся к тому же еще и своей конфуцианской модели, которая прочно ограждает Китай от западной демократии, то это будет означать конец проекту «Глобальной Америки». В этом случае американцы должны отказаться от своего знаменитого принципа «судьбоносного предопределения» («Manifest Destiny») Америки 1845 года, и отказаться также и от идеологии американского мессианства «отцов-основателей». Войны против терроризма и за права человека служат лишь поводами, которые должны окутать туманом действительную цель новой евразийской войны: Китай как цель этой войны, а Россия как условие победы в этой войне…»
[Шопрад Э. Россия – важнейшее препятствие на пути к Глобальной Америке / Пер. с фр. // http://pro-vozvestnik.livejournal.com/80653.html].

Советник по геополитическим вопросам командования спецопераций США, глава проекта «Глобальное управление» вашингтонского фонда «Новая Америка», влиятельный политолог Параг Ханна в своей книге «Второй мир», говоря о наличии «трех империй» (Евросоюз, США, Китай), которые борются за мировое господство, конкурирующих за сокращающиеся ресурсы планеты, в отношении России не считает её супердержавой, но, безусловно, признаёт одним из самых сильных государств на одном уровне с Японией и Индией. «Супердержава,– считает П. Ханна, – имеет всемирный охват, всемирное влияние и глобальные амбиции. Статус супердержавы означает, что она влияет на принятие решений одновременно и по всему миру». П. Ханна относит Россию к странам «второго мира», цель которых состоит лишь в улучшение взаимовыгодных отношений с «тремя империями». Он  видит Россию как приз, но ни как главного игрока и, разделяя мнение ряда западных политологов, утверждает, что Россия будет либо подчинена, либо интегрирована [«Трёхполярный мир»? // http://granews.info/content/tryohpolyarnyy-mir].

Аналогично З. Бжезинский в своей новой книге «Стратегическое прозрение» (2012) указывает, что для Запада Новая Стратегия должна заключаться в том, чтобы суметь интегрировать Россию и Турцию в международную систему Запада. Турция уже столетие ориентируется на Запад и его политическую систему и культуру, и по мнению З. Бжезинского, Турция должна и далее углублять это взаимодействие с Западом, в том числе вступление в Евросоюз. Но решающим для будущего международного статуса Запада и для его укрепления будет вовлечение России в расширенное сообщество западных стран. Такого рода союз, который базировался бы на универсальной системе политической культуры и ценностях, и простирался бы от Ванкувера до Владивостока, обладал бы значительным политическим весом в мире. К тому же, по его мнению, в России уже сейчас постепенно кристаллизуется гражданское общество западного типа. По мнению З. Бжезинского, эта тенденция демократизации России будет продолжаться и усиливаться, и вовлечение России в систему Запада можно будет осуществить в несколько ступеней и в нескольких вариантах [Ritz H. Warum der Western Russland braucht: Die erstaunliche Wandlung des Zbigniew Brzezinski // http://www.blaetter.de/archiv/jahrgaenge/2012/juli/warum-der-westen-russland-braucht].

Да и сам президент России В. Путин на саммите Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сотрудничества (АТЭС; Владивосток, сентябрь 2012 г.) озвучил стратегической целью превращение России в  «сухопутный мост» (land bridge) между странами так называемого Тихоокеанского кольца (Pacific Rim) и Европой, т.е. в транзитный коридор для доставки грузов из Юго-Восточной Азии в Европу и обратно [Болдырев Ю. С иглы нефтегазовой – на транзитную? // http://gidepark.ru/user/17729/content/1498372].

И не важно, что в логистическо-экономической перспективе идея о России как транзитного коридора является блефом, иллюзией, «маниловскими фантазмами», в конце концов – невыполнимой задачей, что убедительно доказал директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев [Иноземцев В. Транзитной страны из России не выйдет // http://www.vedomosti.ru/newsline/news/6598051/tranzita_ne_vyjdet].

В действительности этим концептом «транзитного коридора» российские потенциальные возможности блокируются, канализируются в совсем противоположные направления, газофакельная Россия превращается в «Прометея прикованного», на этот раз не столько к весьма реальному Кавказу, сколько ко всей опьяняющей и наркотизирующей шири воображаемого пространства – «Евразии». И вряд ли найдется Геракл, который её освободит (в то время как "прикованную" у берега моря к все тому же ЕвразЕСу и Таможенному Союзу Украину-Андромеду, как всегда, спасет явившийся с трансцендентными дарами Персей). Просто потому, что Россия окажется не милосердным Прометеем, несущим спасительный свет человечеству («газ по трубам»), а лукавым Светоносцем-Люцифером, возомнившим себя невесть чем и за это прикованным к решетке над адским пламенем, раздуваемым низшими демонами.

А. Дугин вместе со всем Генштабом РФ «слепы» относительно подлинного намерения атлантизма заставить Россию увязнуть в собственных бедах ("дураках и дорогах"). Не видеть настоящее состояние вещей их заставляет увлечение т.н. «французско-бельгийскими проектами» о важности России в глобальном мире (начиная от инвазии Наполеона и заканчивая сотрудничеством с де Голлем в его противостоянии НАТО) и мифом о том, что «Европа больше зависит от России (жаждут газа и нефти), чем Россия от них».

Первым искусителем являлся Жан-Франсуа Тириар (1922-1992), бельгийский национал-большевик, авантюрист, примкнувший к группе «Друзья Великогерманского рейха» («Les Amis du grand Reich Allemand») — организации, объединявшей бывших ультралевых активистов, поддерживавших коллаборационизм и за это был включен бельгийским эмигрантским правительством в список людей, подлежащих ликвидации, а после окончания второй мировой войны осужден к тюремному заключению. Затем в 60-х гг. ХХ в. становится активистом ряда подпольных организаций и создает паневропейское движение «Молодая Европа», планируя развернуть партизанскую войну в Европе против баз НАТО.  Рассматривая США как «империю зла», стремящуюся полностью уничтожить «identitaire europeen» («европейскую идентичность»), в отношении СССР у него имелось несколько другое мнение —Ж.-Ф. Тириар рассматривал русских как один из великих европейских народов, который порабощён не столько идеологией (коммунизмом), сколько политическим классом «партноменклатура КПСС». Согласно Ж.-Ф.Тириару, США переняли английские антиконтинентальные и антиевропейские традиции. С другой стороны, хочет того или нет, СССР является европейской державой. Соответственно на Дальнем Востоке геополитические границы Европы совпадают с границами России: Владивосток — это такой же европейский город, как Дублин или Рейкьявик. В истории Европы СССР унаследовал судьбу Германии. Следовательно, главным условием «европейского освобождения» является объединение Европы с СССР, создание единого Евразийского государства «от Исландии до Тихого океана», организованного по образцу якобинской республики — по его мнению, «империя» должна быть светским, унитарным государством ценрализованного типа, опирающемся на гражданскую нацию («Евро-советская империя от Владивостока до Дублина», 1984).

Для своей теории Ж.-Ф. Тириар приводил аналогию в истории: подобно тому, как Изократ призвал греков подчиниться македонцам ради общей борьбы с персами. При этом Ж.-Ф. Тириар пришел к радикальному выводу о том, что для Европы лучше выбрать советский социализм, чем англосаксонский капитализм, а существование бесклассового общества может быть гарантировано лишь «сверхмощью Государства». Социально-экономической основой «Евро-советской империи», по Тириару, должна стать разработанная Рене Дастье концепция коммунотаризма, базирующаяся на примате политики над экономикой, и предполагающая поддержку свободного производительного предпринимательства и подавление финансового капитала. В программной работе «Сверхчеловеческий коммунизм» Тириар подчеркивает, что для создания единой  антимондиалистской идеологии «необходимо осуществить синтез немарксистского коммунизма с нерасистским национал-социализмом». Накануне своей смерти, в 1992 г., Тириар приехал в Москву и общался с представителями российской патриотической оппозиции.  

Итальянский геополитик Тиберио Грациани убаюкивает самомнение рууских тем, что Россия «располагает всем необходимым для исполнения исторической роли краеугольного камня всей мировой системы», и одним из важнейших элементов он называет её расположение в сердцевине Евразии.

 Последним «пускателем пыли в глаза» русским является Эмерик Шопрад (Aymeric Chauprade). Он учился в университетах Швейцарии и Сорбонна в Париже, обладает научной степенью доктора политологии, работал доцентом в Военной Академии при Генеральном Штабе в Париже в период 1999-2009 гг., является автором нескольких фундаментальных трудов по геополитике (ниже), сотрудничает со множеством журналов и газет в качестве автора статей, автор интернет-проекта «Realpolitik» (http://www.realpolitik.tv).

В «теории многополярного мира»  Александр  Дугин предлагает квадриполярную (четырёхполюсную) модель, добавляя Евразийскую четвертую зону, якобы игнорируемую в атлантистском раскладе [Дугин А. Теория многополярного Мира (тезисы к Международной Конференции «Геополитика многополярного мира» 7 октября 2011. Социологический факультетт МГУ) // http://www.socir.ru/content/dugin-ag-k-teorii-mnogopolyarnogo-mira]. Но Евразийская четвёртая зона не столько игнорируется, сколько рассматривается объектом приложения усилий трёх вышеупомянутых (или двух – евроатлантистской и американо-тихоокеанской). Естественно, не стоит последнее рисовать исключительно в чёрных тонах, как это делает  Л. Савин: Евразии предназначено «… органично вписаться в систему мирового капитализма и занять там «достойную нишу», став кладбищем ядерных отходов и поставляя технологическим лидерам необходимые материальные и людские ресурсы» [Савин Л. Автаркия больших пространств адекватна для проекта Евразийского Союза // http://www.evrazia.org/article.php?id=1976]. Импер-шовинисты и евразийцы стыдливо замалчивают великую и ужасную конспирологическую тайну СССР, присутствующую там, где никто её не хочет отыскать – в скучных советских узко тематизированных научных трактатах по истории международного признания СССР в 1920-х гг., а именно: СССР создан при поддержке США, выжил в гражданскую – благодаря США, выстроил внешнюю экономику только благодаря США, и во вторую мировую войну спасён от разгрома США. Иными словами, СССР есть испытательный полигон США: «… тут самые радикальные постулаты американизма возникали раньше, чем в консервативных Штатах и проходили проверку на прочность. Толерантность и глобализация: я полагаю, если отбросить актуальные лозунги, в этом должен ощущать нечто родное любой советский человечек, – по крайней мере, каждый, кто в 1970-х был уже достаточно сознателен, чтобы всматриваться в плакаты и прочие картинки (радостные: негритёнок + китайчонок + блондинчик) и чтобы читать советскую футуро-утопиаду (да хоть Ефремов, что ли): ровно заасфальтированная планета-космодром, мировое правительство интеллектуалов, разноцветные люди-земляне по национальности, говорящие на эсперанто или на чём там ещё. Ничего странного, что и экономика СССР – это уродливый брат-близнец экономики США» [Серебренитский К. Великая и ужасная конспирологическая тайна СССР // http://falangeoriental.blogspot.com/2012/08/blog-post_989.html].

Более верно определяет ситуацию один из идеологов сохранения ашкеназийской идентичности Александр Волынский (Израиль): «…Россия – это интегральная часть глобальной капиталистической системы, со всеми ее достоинствами и ужасами. Всякие воинственные и шовинистические позы московской силовой элиты, всякие «русские идеи», вские дугинские «евразийства» – это просто попытка прикрыть очевидное цивилизационное поражение. Геополитический реванш не может прикрыть идеологическую российскую пустыню лютого цинизма, покрытую сорняками сталинизма, православного и исламского фундаментализма, демшизоидного либерализма и экзотическими чудо-юдами вроде генонизма, даосизма, каббалы и всяких нью-эйджей. Совершенно очевидно, что противостояние Америки и Китая носит абсолютно цивилизационный характер. Недавно прошла активная кампания по дискредитации китайских методов воспитания детей в американских семьях. Китай наводняется западными агентами влияния, но не политического, а культурного и ценностного. Большевики проиграли в тот момент, когда заменили перманентную революцию геополитическими играми. Нет большего позора для теоретиков геополитики чем превращение геополитического триумфа Сталина в ценностную катастрофу Брежнева. Все сталинские дивизии оказались слабее чем мановение руки папы Иоанна-Павла Второго»  [Волынский А. Re: Програмные требования украинского национализма // http://intertraditionale.kabb.ru/viewtopic.php?f=55&t=3510#p23850].

Вся эта чихарда с особым «евразийский путём» России имеет единственную цель: «… Русские поделятся властью с космополитической элитой этих мегаполисов, как происходит в США, где белые христиане окончательно проиграли цветной коалиции гомосексуалистов и меньшинств» [Волынский А. Re: Евразийство и русскость // http://intertraditionale.kabb.ru/viewtopic.php?f=10&t=3517&sid=7d5d5cca5bac4711b4939412d7b6a3cc&start=30#p24036]; «…Под видом Евразийства будет проведена передача власти космополитичным элитам новых мегаполисов, созданных по новой программе создания агломераций и ликвидации малых городов и деревень. Симуляцией традиционализма и империализма действительно загонят русский этнос в могилу» [Волынский А. Re: Евразийская могила для русских // http://intertraditionale.kabb.ru/viewtopic.php?f=96&t=3558&sid=7d5d5cca5bac4711b4939412d7b6a3cc#p24037].

Да и представитель движения этнических русских, принявших ислам, Вадим Сидоров (Харун ар-Руси) солидаризуется с этим виденьем места и судьбы «России-Евразии» в капиталистической мировой системе: «…Реальное евразийство (по аналогии с «реальным социализмом» в советские времена в пику мечтам об «истинном социализме») – это сырьевой, латиноамериканский, картельно-коррумпированный капитализм, это хищническо-паразитическое государство, обслуживающее его потребности в ресурсах, минимальной инфраструктуре, дешевой и бесправной, асоциальной рабочей силе и это идеология или набор мифов от «русской идеи» до «содружества народов» и «суверенной демократии», обеспечивающих его легитимность в глазах населения. Итак, население этого регионального хозяйственного комплекса (а лучше это все называть именно так, а не «страной» или «государством»), во-первых, уже радикально меняется, во-вторых, судя по вбросам о предоставлении российского гражданства всем желающим гражданам бывшего СССР и о потребностях РФ в 50-70 миллионов мигрантов, будет меняться еще радикальнее… А там, глядишь, вся эта биомасса начнет переплавляться в мулато-евразийцев как органическую опору этой системы. Все это так и будет, и никакой русский национализм, как и ничто русское, похоже, этому уже не помешают. Шансы есть только у Ислама, что в итоге вся эта евразийская Бразилия вдребезги разобьется именно об него» [Сидоров В. Ислам против «евразийства» // http://v-sidorov.livejournal.com/262712.html].

Но для А. Дугина в мировом противостоянии важно именно эзотерическое начало – противостояние Суши и Моря. Россия-Евразия – без сомнений Суша, Континент: «… после освоения Сибири и ее интеграции однозначно совпала с геополитическим понятием Heartland, т.е. «Центральной Земли» континента. Макиндер определял русское Большое Пространство как «Географическую Ось Истории»… С чисто стратегической точки зрения, Россия тождественна … с самим «Мировым Островом» (World Island), т.е. с Евразией … По отношению к России-Heartland все остальные евразийские государства и земли являются прибрежными, Rimland. Россия это «Ось Истории», поскольку «цивилизация» вращается вокруг нее, создавая свои наиболее броские, выразительные и законченные формы не в своем животворном континентальном истоке, но в «береговой зоне», в критической полосе, где пространство Суши граничит с пространством Воды, моря или океана» [Дугин А. Основы геополитики. – М. : Арктогея, 2000. – Часть 3. Россия и пространство. – http://arctogaia.com/public/osnovygeo/geopol3.htm]; «…Геополитически Россия – центр Суши, США – воплощение Мирового острова. Вся геополитическая история мира есть дуэль между этими полюсами – между сухопутным библейским чудовищем Бегемотом (это мы) и морским чудовищем Левиафаном (это они, американцы). Они душат нас, оккупируя береговую зону вдоль морских границ Евразии (стратегия Анаконды) – от Западной Европы через Средиземноморье и Ближний Восток к Индии и Индокитаю. Мы стремимся прорвать блокаду и выйти к тёплым морям. Это длится долгие века: англосаксы (вначале англичане, сегодня американцы) против евразийского концерта наций (ось Москва – Берлин – Париж). Многие войны последних веков – включая две мировые – следствие этой битвы Суши и Моря. Одержав победу над Сушей в «холодной войне», Море хочет нас добить» [Дугин А. Карфаген должен быть разрушен: Антиамериканское большинство // Дугин А. Философия войны. – М., 2004. – http://arcto.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1287].

Тем самым, Северо-Восточному окоёму Евразии огульно приписываются права «центра» («полюса»), вокруг которого якобы должны вращаться все остальные, составляющие «Мир без Запада» – Китай, Индия, Турция, Евросоюз и т.д. [Сперанская Н. «Мир без Запада», или Завершение эры однополярности // http://www.mesoeurasia.org/archives/9321]. В действительности, у А. Дугина всего лишь аберрация взгляда, вызванная «каботажным плаванием» вокруг своей «береговой линии», известной и не опасной. Русские, как подмечает Алексей Ильинов, занимаются бессмысленно-безумным плаванием на «корабле дураков» и весь мир смешат, вместо того, чтобы заняться большим и нужным делом – строительством «большого русского корабля» [Ильинов А. Re: Государственный антисемитизм как защита // http://intertraditionale.kabb.ru/viewtopic.php?f=55&t=2878&start=90#p20413].

Да, потенциал у России, без сомнения, есть: земли её, её население и её индустриально-технологическое развитие якобы обладают достаточным объемом, чтобы быть базой континентальной независимости, автаркии («… преимущества РФ – налицо. Нам не нужно воевать за жизненное пространство: у нас – огромные неосвоенные толком земли за Уралом. Мы полностью обеспечены углеводородами, у нас – неописуемые запасы минерального сырья, леса, пресной воды, биоресурсов. У нас – как минимум 25 миллионов гектаров пахотной земли, заброшенных за последние 20 лет, с приходом неолиберально-«рыночных» варваров. Мы потенциально можем создать практически полную продовольственную автаркию. Наши валютные запасы – весьма впечатляющи. У русских в распоряжении – серьезный ядерно-ракетный потенциал, который делает невозможным прямую агрессию против нас со стороны любого государства планеты. Если мы его еще вновь сможем поддерживать и совершенствовать – дело в шляпе. Русские все еще могут развивать аэрокосмическую сферу, а это – гарантия для создания более высокого по рангу, нежели ядерно-ракетное, оружия – космического» [Калашников М. Этот страшный русский НС // http://m-kalashnikov.livejournal.com/1223847.html]) и служить основой для полной континентальной интеграции (геополитического «собирания Империи»), превратив «береговые территории», находящиеся под контролем Моря (Англии и США), в своих союзников (т.н. категорический императив стратегического объединения») для противостояния другому Острову – Америке и, тем самым, деления планеты по «биполярному принципу» – на два враждебных Мировых Пространства, ведущих между собой борьбу.

Но это лишь потенциальность, которая, однако, никогда не перейдет в актуальность. Почему? Потому что «… Россия катастрофически неэффективно использует то, чем владеет, не внося соответствующей доли в интеллектуальный и материальный прогресс человечества. По широко распространенному в американских интеллектуальных кругах мнению, Россия собственными руками вычеркивает себя из будущего, поэтому обсуждение «мира без России» сегодня обретает необходимую респектабельность и легитимность. Именно восприятие России как избыточной и ненужной для человеческого прогресса страны, обеспечивает появление планов ее утилизации, будь-то идея купить за ее счет доброжелательность Китая или же план использовать ее как преграду китайской экспансии» [Команда авторов портала Terra America. Новый мир без всемогущества: Реорганизация мирового лидера и перспективы России // http://www.terra-america.ru/novii-mir-bez-vsemogushestva.aspx].

Да и сама Россия идентифицирует себя чуждой всем другим цивилизациям («ни Европа, ни Азия», «ни Запад, ни Восток», идущее еще от П. Чаадаева), которые жаждет «интегрировать», т.е. она им, – в том числе и самим русским, – не мение «Враг», чем далекий заокеанский Американский Остров.

Ведь даже, пророчествует А. Дугин, «…Русская Империя будет зависеть от Евразийской Империи, Новой Империи, стратегические интересы которой будут поставлены выше национально-расовых и конфессиональных интересов восточных православных славян… Иными словами, русские в рамках такой Империи не обретут своего национального государства как политического выражения этнической общности» [Дугин А. Основы геополитики. – М. : Арктогея, 2000. – Часть 4. Геополитическое будущее России. – http://arctogaia.com/public/osnovygeo/geop4-7.htm#4]. Русские в этой визии А.Г. Дугина – не более чем порабощенные, психически сломленные, подневрольные рабы для реализации антиамериканской истерии «евразийской правящей элиты»: «…Если нашим единственным содержанием … будет маниакальный, бескомпромиссный, тотальный, фанатический, безусловный антиамериканизм, если он полностью поглотит наше существо, вытеснит все остальные соображения и мысли, мы найдем способ быть предельно эффективными в реализации наших планов. Русские очень сообразительный и умный народ. У нас еще есть некоторый стратегический запас. Он быстро исчерпывается, но пока еще не все потеряно. Если Римская идея станет нашей единственной общей идеей, если геополитика будет принята и признана как главная дисциплина в армейской подготовке и военном образовании, мы найдем способ дать последний бой» [Дугин А. Карфаген должен быть разрушен: Антиамериканское большинство // Дугин А. Философия войны. – М., 2004. – http://arcto.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1287].

Вся надежда у А. Дугина сотоварищи – на инспирацию антиамериканизма в общественное сознание («Антиамериканизм является сегодня важнейшей чертой нашей национальной идентичности … » [Дугин А. Карфаген должен быть разрушен: Антиамериканское большинство // Дугин А. Философия войны. – М., 2004. – http://arcto.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1287], на шаманское камлание: «Смерть Америке!», «Дух Русской (Советской, Евразийской) армии – победи!».

А потому, как верно признает верная соратница А. Дугина, «…Россия всё более удалилась от своего прямого предназначения – быть мостом между Западом и Востоком» [Сперанская Н. «Мир без Запада», или Завершение эры однополярности // http://www.mesoeurasia.org/archives/9321].

Увлёкшись географическим детерминизмом (Суша-Море, «месторазвитие», «синтез Леса и Степи»), А. Дугин именно не видит, что действие мировых сил (образно представленных как Рим, Карфаген, Вавилон, Медина, Иерусалим, Пекин, Дели, Нью-Йорк) разыгрываются не как великая борьба двух континентов, а, собственно, на одном лишь Евразийском континенте, и роль России в этой борьбе – на задворках периферии, она лишь – ресурсное (сырьевое и людское) приложение к их бытию [Кагарлицкий Б. Периферийная империя].

Наивные попытки выстраивания Москвой «геополитических осей» (с Берлином, Токио, Пекином, Тегераном и пр.) завершаются в реальности лишь проложением транспортных линий для выкачивания ресурсов России в пользу «береговых территорий».

Олег Гуцуляк - директор Центра Востока и Запада "Мезоевразия", 2012

--------------------------------------------------------------------------------------


Приложение

Транзитной страны из России уже не выйдет

Мечта о транзитных заработках — утопия, которая будет нам дорого стоить

Владислав Иноземце
в

На протяжении последних десятилетий российская политическая элита пестует идею использования нашей страны — огромной «евразийской» державы — в качестве «соединительной скрепы» между Западом и Востоком, Европой и Азией (см. «Освоение страны», «Ведомости» от 20.11.2012; редакционную статью «Проектный принцип», 21.11.2012). Считается, что транзитный потенциал может стать важным геостратегическим преимуществом России, если потребности остального мира в ее природных ресурсах сократятся, а производить что-либо конкурентоспособное мы так и не научимся. Отсюда и возникает мечта о транзите — почти единственном варианте использования гигантской территории, которую обеспечили России труды наших отцов.

Конечно, можно ответить на это, что территория — такой же наркотик, как и ресурсы, что давно уже благополучие государств не зависит от их размеров и что ни в одной стране мира транспорт не обеспечивает значительной доли валового продукта (за исключением, например, Сингапура или Греции, для которых эта специализация довольно традиционна). Но хотелось бы подойти с другой стороны — с той, которая показывает не столько невозможность, сколько неспособность России стать значимой транзитной державой XXI века. Виноваты в этом только мы сами. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на главные методы предполагаемого транзита — железнодорожный, морской и авиационный.

Дорожка вьется

Начнем с железной дороги. Россия — великая железнодорожная держава: по ее территории проложено 87 200 км железных дорог, а перевозится по ним 1,24 млрд т грузов ежегодно. В нашей стране расположена и самая длинная дорога в мире — знаменитый Транссиб, протянувшийся на 9288 км. Казалось бы, что еще нужно, чтобы стать явным лидером по перевозкам? На самом деле — много.

Восточная Азия в последние десятилетия стала одним из главных центров мировой экономики — и формировался этот центр с явным прицелом на экспорт. Основные районы промышленного производства в Азии тяготеют к океанскому побережью и крупным портам. По итогам 2011 г. отправки товаров только из Японии, Южной Кореи и Китая в страны ЕС и обратно составили 960 млн т — причем эта цифра была вдвое меньше всего девять лет назад; 97,6% этого потока грузов прошло через Суэцкий канал. За проход по нему судоходные компании разных стран заплатили Египту более $5,1 млрд (1,0% ВВП Египта по состоянию на прошлый год). Среднее время транспортировки составило 35-45 дней (если рассматривать в качестве основных портов в Азии Пусан и Шанхай, а в Европе — Роттердам и Гамбург), а средняя стоимость доставки 20-футового контейнера — $2200. Что может противопоставить Россия этому главному коридору мировой торговли? Прежде всего те же Транссиб и БАМ, пропускная способность которых составляет около 100 млн т в год и практически исчерпана. Транзитные грузы в этом потоке занимают около 10% общего объема перевозок и, если сравнивать их масштаб с морским трафиком, обеспечивают не более 1% оборота европейско-азиатской торговли. Движение тут довольно медленное (согласно недавнему отчету РЖД в 2011 г. средняя скорость грузовых составов с учетом всех операций на станциях составила 247 км в сутки против более 1000 км в КНР), что соответствует общему времени в пути не менее 25 дней. Цена перевозки того же 20-футового контейнера составляет около $4000 и постоянно растет. При этом на данном направлении перевозят в основном промышленные товары, не слишком подверженные порче, и срок транспортировки намного менее значим, чем ее цена. РЖД уже заявила о намерении модернизировать Транссиб и БАМ, развязать узкие места и увеличить транзит не менее чем на 20 млн т в год, т. е. втрое (как бы с 1 до 3% общего грузопотока). На это монополия в этом году потребовала у государства более 1,1 трлн руб., или $37 млрд. Допустим, эти деньги будут выделены. Но, во-первых, увеличение потока состоится не ранее 2025 г. — а при нынешних темпах роста грузооборота возросший объем перевозок все равно не выйдет за рамки 1% общего товарообмена. Во-вторых, чтобы перевезти те же грузы морем, нужно 30-35 сухогрузов дедвейтом 100 000-120 000 т каждый (если считать, что они могут делать по пять челночных рейсов в год). Каталожная цена такого судна — около $100 млн. Значит, нарастить морской грузопоток обойдется в среднем в 10 раз (!) дешевле, чем сухопутный. В-третьих, суммарная выручка морских грузоперевозчиков на маршрутах ЕС — Юго-Восточная Азия в 2011 г. составила $84 млрд. Простой подсчет показывает, что 1% этой суммы — $840 млн. Если бы вся выручка была чистой прибылью, проект РЖД окупался бы 40 лет. А поскольку такого не бывает, то это означает, что он не окупится никогда. И в нормальной стране демагогические аргументы в пользу проекта давно были бы забыты…

Тем более что существует и еще одна проблема — конкуренция других сухопутных трасс. Сейчас в КНР быстро развивается новый промышленный район, граничащий с постсоветской Средней Азией. Здесь много рабочей силы, сюда поступает углеводородное сырье из Казахстана и Туркмении; экономика Синьцзяня к 2025 г. превысит по размеру ВВП всех стран Средней Азии. Но производимые тут товары не вывезти морем: до него 4000 км, а до Европы — менее 6000. И это значит, что новый коридор из Китая на Запад пройдет через Среднюю Азию, а не через Россию (быть может, затронет немного Астраханскую и Ростовскую области, но не более). Этот «новый шелковый путь», который может состоять не только из железной дороги, но и из автомобильной, выгоднее любого сибирского. И можно быть уверенным, что он будет проложен раньше, чем РЖД модернизирует Транссиб. Поэтому выгод от сухопутного транзита через свою территорию ни сегодня, ни в будущем Россия не добьется. Я не говорю о самых острых приступах фантазии в виде мечты о скоростных железных дорогах: их стоимость такова, что французская компания La Poste отказалась от скоростных поездов, закупленных в 1970-х гг. для перевозки почты, по причине запредельной цены — а что уж говорить о прочих, более тяжеловесных и менее скоропортящихся грузах?

От Москвы до северных морей

Но российские власти имеют отнюдь не один только план в отношении транзита. Россия обладает еще одним уникальным транспортным коридором, кроме сибирского: вдоль северных берегов страны проложен арктический морской путь, активно использовавшийся в советское время для обеспечения потребностей северных регионов. Северный морской путь (СМП) — самый короткий транзитный коридор между Азией и Европой: его протяженность составляет 7600 морских миль, в то время как путь через Суэцкий канал — 15 700 миль, а вокруг Африки — 18 300. Около 4100-4300 миль пути обычно покрыты льдами, их преодоление занимает 15-20 дней. Оживление СМП — еще один «большой проект» российских властей. Специалисты полагают, что путь станет конкурентоспособным в случае, если средняя скорость проводки кораблей составит хотя бы 9 узлов. Согласно государственной программе «Развитие судостроительной промышленности» к 2030 г. предполагается спустить на воду до 50 ледоколов общей стоимостью более 1,2 трлн руб., т. е. почти $40 млрд. Но тут снова возникает вопрос: в самом «успешном» 1987 году по СМП было перевезено 6,6 млн т грузов, а к началу 2000-х гг. объем перевозок сократился до 1,6 млн т. Оптимистические прогнозы российских транспортников предполагают довести перевозки до 50 млн т за период 2012-2020 гг. (их реалистичность можно оценить, если учесть, что в 2011 г. было перевезено 2,2 млн т) и, вероятно, до 15-20 млн т в год к 2030 г. Этот показатель сопоставим с ожидаемым объемом транзита по железнодорожному пути — но здесь нужно учитывать два фактора. Во-первых, сопутствующие затраты не менее значительны, и, как и в случае с железной дорогой, ежели они вдруг не окупятся, их придется списать — нигде больше нет потребности в кораблях такого класса, за исключением Норвегии и Канады, но в этих странах отсутствуют сопоставимые по амбициозности программы развития северных транспортных магистралей. Во-вторых, это планы — а реальность такова, что в 2009 г. по этому коридору прошли только два (!) коммерческих судна, а в 2011-м — 34 (для сравнения: через Суэц ежегодно следует до 19 000 кораблей). Хотя объемы транзита и растут (к концу октября 2012 г. по СМП прошло 38 судов), прогнозировать их экспоненциальный всплеск затруднительно — прежде всего потому, что значительная часть грузов, которую предполагали проводить по данному маршруту, была связана с исследованием месторождений полезных ископаемых арктического шельфа — а самое большое из них, Штокмановское месторождение газа, уже признано неэффективным для разработки. Если же российские компании так и не смогут насытить СМП перевозками, то сюда не придут и иностранные фирмы.

При этом надо иметь в виду и еще кое-что. Средние зимние температуры в Арктическом регионе достигают минус 29-32 градусов Цельсия, а среднегодовые составляют минус 9-12 градусов. Между тем хотя из Азии в Европу везут не бананы и цветы, но значительная часть сложной техники, бытовой электроники и компьютерного оборудования не слишком приспособлена к таким температурным испытаниям. Поэтому может статься, что выигрыш в цене перевозки сведется на нет необходимостью удорожания упаковки или использованием рефрижераторных судов. Но как бы ни пошло развитие этого направления, итог остается прежним: Россия не сможет стать значимым игроком в морских перевозках, используя СМП. Казалось бы, что может быть проще: нужно создать мощных морских грузоперевозчиков, своего рода российские Evergreen или Maersk, закупить современные суда и развивать океанские перевозки, конкурируя с другими компаниями, например, за счет дотирования цен на энергоносители. Здесь государству было бы где разгуляться: можно создать компанию мирового класса с вполне ликвидными активами, работающую на свободном рынке, со значительной капитализацией… Но мы хотим торговать не компетенцией и управленческими умениями, а территорией или водными пространствами. А это сложно — особенно если учесть, что свободу коммерческого мореплавания еще никто не отменял.

А вместо сердца пламенный мотор

Если земля российская не слишком обустроена для перевозок, а моря скованы льдами, остается еще воздух. Он-то везде одинаков и везде приемлем для передвижения. Однако здесь нынешние провалы еще заметнее, чем на земле и на море.

Всего двадцать с небольшим лет назад Советский Союз был великой авиационной державой, а «Аэрофлот» — крупнейшей авиакомпанией мира. Сегодня все отечественные авиаперевозчики обслуживают меньше пассажиров, чем один ирландский бюджетник Ryanair, а транзитный потенциал страны исчерпан практически полностью. Конечно, географию не обманешь, и через наше небо пролетают cотни воздушных судов в день, принося российской казне (а точнее, почему-то «Аэрофлоту») до $480 млн роялти ежегодно. Но основные выгоды от авиаперевозок страны получают не с неба, а с земли — и раньше Советский Союз активно пользовался этим, обеспечивая обслуживание и дозаправку самолетов. Но потом необходимость в промежуточных посадках отпала, показав, что где бы в мире ни имел место технологический прогресс, нашей стране он не идет на пользу. Сегодня для получения значимых прибылей нужно, чтобы пассажиры использовали наземную инфраструктуру, а еще лучше — чтобы их обслуживал твой собственный перевозчик. Это поняли практически во всех столицах мира — но не в Москве. Одним из первых такая мысль пришла в голову нашим «естественным конкурентам» — нефтедобывающим странам Персидского залива. С 1995 по 2010 г. пассажиропоток компании Emirates вырос в 12,3 раза, а Qatar Airways — более чем в 20 раз. Как по мановению волшебной палочки, в аравийской пустыне выросли современные аэропорты, причем местные шейхи не изобретали велосипед, а просто заказали проекты в Европе, а рабочих для их постройки — в Пакистане и Индии. С 2009 г. авиакомпания Emirates занимает первое место в мире по пассажирокилометрам перевозок на международных рейсах, а ее главная база — новый аэропорт Аль-Мактум, открытый летом 2010 г., рассчитан на 160 млн пассажиров в год, что на 78% больше, чем пропускная способность бывшего прежде крупнейшим в мире аэропорта Атланты и в 3,4 раза больше пассажирооборота всех аэропортов России за 2009 г. В последние годы к арабам присоединяются и турки — так, аэропорт Стамбула, вплоть до начала 2000-х гг. обслуживавший в основном местных клиентов, стал одним из важных транзитных узлов, занявший 12-ю строчку в списке самых оживленных пунктов пересадки (в 2011 г. более 80% пассажиров, прилетавших в этот город, использовали его как пункт пересадки. Россия, заметим, в последние годы не сделала ровным счетом ничего для привлечения авиапассажиров. «Аэрофлот», наша главная авиакомпания, предлагает крайне высокие цены, при этом в стране нет ни одного современного хаба: Москву обслуживают три аэропорта с крайне неудобными путями сообщения между ними, Санкт-Петербург — два, не менее плохо связанные между собой. По данным IATA, российские компании перевозят в качестве транзитных не более 10% пассажиров, причем подавляющее большинство из них направляются в республики бывшего СССР, не имеющие в ряде случаев прямого сообщения с многими городами мира. При этом Россия не предприняла никаких усилий для использования своих зауральских территорий для авиационного транзита: разговоры о создании крупного пересадочного узла в Новосибирске так и остались разговорами, а перелеты из Америки и Европы в Азию через Северный полюс и Восточную Сибирь остаются рискованными, так как проект северного воздушного моста, инициированный в свое время бывшим красноярским губернатором Валерием Зубовым, так и остался проектом. Сегодня по этому коридору осуществляется не больше 600 рейсов в месяц, и самолеты часами летят без навигации, как над океанами. Россия могла бы создать на Крайнем Севере нормальные диспетчерские станции и довести число полетов до 120 000-150 000 в год — но нам привычнее мечтать о Транссибе или Севморпути, чем о станциях слежения или новых аэропортах. Поэтому $3 млрд ежегодных сервисных сборов нашу казну в ближайшее время вряд ли пополнят. Что, увы, уже не удивительно.

Транзитной страны из России не выйдет

В современном глобализированном мире транспорт и логистика играют важную и растущую по своей значимости роль. Россия, лидеры которой так любят рассказывать своему народу сказки о «вставании страны с колен», сегодня почти не участвует в формировании и развитии этого рынка. На протяжении 2000-х гг. доля морского транспорта в общем объеме международных перевозок превысила 80% — а Россия фактически утеряла остатки своего торгового флота (к 2010 г. на ее долю приходилось лишь 1,1% мирового тоннажа гражданских судов, а объемы перевозок морским транспортом в 2011 г. сократились на 23% (!) по сравнению с 2010-м). С 1990 по 2010 г. объем пассажирских авиаперевозок рос почти на 8% в год, а транзитных — на 14% ежегодно; России удалось остаться вне этого тренда: страна не производит конкурентоспособных лайнеров и не имеет современной аэропортовой и аэронавигационной инфраструктуры. Да и кто рискнет летать там, где удельное число жертв авиакатастроф превышает в последние годы африканские показатели? В результате все, что нам остается, — это мечтать об экзотических путях сибирского и северного транзита, которые даже при самом оптимистическом сценарии способны оттянуть на себя до 1% торговых потоков между Европой и Азией, и то лишь в случае, если в эти проекты будут инвестированы десятки миллиардов долларов, возвратность которых вызывает очень много вопросов.

Так что, пожалуй, нашим властям надо бы задуматься о каком-то другом способе обеспечения успешности доставшейся им страны. Как говорил в известной ситуации Остап Бендер, «графа Монте-Кристо из меня не вышло, придется переквалифицироваться в управдомы». Транзитной страны из России не вышло — и уже не выйдет: ниша эта занята давно и прочно. Так что от маниловщины надо отказываться и в очередной раз подумать: может быть, основное богатство страны в ее людях, а не в недрах или территории? А пока такого изменения мышления не случилось, мечты о транзите будут оставаться зеркалом российской политики.

Владислав Иноземцев — директор Центра исследований постиндустриального общества
http://www.vedomosti.ru/newsline/news/6598051/tranzita_ne_vyjdet

Комментариев нет:

"... Надо обновить идею эллинизма, так как мы пользуемся ложными общими данными... Я наконец понял, что говорил Шопенгауэр об университетской философии. В этой среде неприемлема никакая радикальная истина, в ней не может зародиться никакая революционная мысль. Мы сбросим с себя это иго...Мы образуем тогда новую греческую академию... Мы будем там учителями друг друга... Будем работать и услаждать друг другу жизнь и только таким образом мы сможем создать общество... Разве мы не в силах создать новую форму Академии?.. Надо окутать музыку духом Средиземного моря, а также и наши вкусы, наши желания..." (Фридрих Ницше; цит. за: Галеви Д. "Жизнь Фридриха Ницше", Рига, 1991, с.57-58, 65, 71-72, 228).

Поиск по этому блогу

Ярлыки

"Слово о полку" (1) Азия (10) Албания (1) албанцы (1) алхимия (2) анархизм (1) Анатолия (4) антикапитализм (1) антирашизм (4) антисоветизм (1) античность (4) Античный мир (8) антропософия (2) арии (4) арийцы (1) аристократизм (1) архетипы (5) Атлантида (5) афоризмы (2) Африка (1) Балканы (4) Балтика (2) Балты (2) бахаи (1) библиография (1) Ближний Восток (5) Болгария (1) Бонапартизм (3) Британия (1) Буддизм (5) булгары (1) былины (1) Ваал (1) варварство (2) варяги (3) Венгрия (1) Византия (1) Власть (1) Гайдамаки (2) Галисия (1) Галиция (6) Галич (3) Галичина (13) Гендер (2) Генеалогия (9) Генон (1) геокультура (7) геополитика (10) германцы (3) герои (1) гетьман (1) Гильгамеш (1) гностицизм (1) Готы (16) Грааль (1) Греция (1) Грузия (1) гунны (1) Гуцулы (8) Гуцуляк (14) Даосизм (1) демократия (2) детофобия (1) диаспора (1) динозавр (1) Дионис (1) доклады (2) Донбасс (1) Древний Египет (3) Дугин (4) духовность (2) Евразийство (24) Евразия (2) евреи (1) Европа (1) Ефремов (1) женщины (1) зло (1) знаки (2) Иван Франко (2) Индия (6) индо-европейцы (7) индуизм (3) инициация (3) Интервью (14) интертрад (1) Ислам (3) историософия (2) исторический материализм (1) история (4) иудаизм (1) йезиды (1) Кавказ (7) казаки (3) капитализм (5) Карпати (3) Карпаты (12) Карфаген (1) католичество (1) Кельты (12) Киев (1) Киевская Русь (25) Китай (3) классы (2) книга (3) книги (4) козаки (2) Козацтво (4) Коліївщина (1) коммунизм (1) конспирология (3) конференции (1) Конфуцианство (1) Корея (1) Косово (1) крестоносцы (1) Криптополитика (6) Культура (57) Латинская Америка (1) Левое движение (3) левые (1) Леся Украинка (1) Лингвистика (14) Литература (22) личности (16) література (1) манифесты (2) марксизм (1) масоны (1) менталитет (2) ментальность (2) метафизика (2) Мифология (69) Монархизм (9) мораль (1) Мория (1) Москва (1) музыка (4) Налимов (1) наркотики (1) наука (1) Национализм (22) нация (4) неосарматизм (1) Неоязычество (7) Ницше (4) Ницще (1) Новости (7) Новые правые (26) норманны (1) Общество (23) Оккультизм (6) Олег Гуцуляк (10) Орден (3) Ордены (1) освіта (1) осетины (3) Осетыны (3) отзывы (1) патриотизм (1) пикты (1) писанка (1) письмо (2) Подолье (1) Поезія (3) Полесье (1) Политика (47) постмодернизм (1) потмодернизм (1) поэзия (1) презентации (2) примордиализм (7) Примордиальная Философия (19) прометеизм (1) пророчество (1) психология (1) Революция (20) Религия (13) Республиканство (1) Рецензии (5) рим (3) риптополитика (1) родовод (1) Росія (2) Россия (26) Русь (7) рыцарств (1) Рыцарство (5) Сарматы (11) сатанизм (2) свобода (1) семантика (1) Сербия (1) символы (2) скифы (8) славяне (44) События (2) социализм (2) социология (4) Средиземноморье (2) СССР (1) Сталин (1) сталинизм (1) статті (1) статьи (4) стихи (3) Султанов (2) суфизм (1) США (1) Танцы (3) Творчество (6) Тибет (1) Тойнби (1) топонимия (1) традиционализм (7) традиция (6) Триполье (1) Тюрки (6) тюркология (1) убийство (1) Угро-финны (4) Угры (1) Украина (88) утопия (1) фантастика (11) фашизм (1) Филология (10) Философия (46) филосфия (1) ФКК (1) Франция (1) футурология (7) Хайдеггер (1) Христианство (21) царственность (5) царство (2) Цивилизация (58) цитаты (1) человек (4) человечество (2) ченнелинг (1) черкесы (1) Шамбала (1) Шевченко (1) шовинизм (2) Шотландия (1) шумеры (1) эзотерика (11) экономика (1) элита (2) Эллины (1) Эпиграфы (1) эпос (4) эссе (1) эстетика (1) этнология (36) этнополитика (2) этруски (1) язык (1) языки (1) язычество (3) Япония (2)

Гильдии

Гильдия авторов и правообладателей
Официальный сайт и торговая площадка компании ООО НПО "Солярис-Сервис" для реализации и распространения е-товаров.
http://e-galo.ru/