Юрий Андрухович, любимым автором которого является босняк-мусульманин Меша Селимович (автор исторического романа "Дервиш и смерть" и публицистики "За и против Вука Караджича") и который в предисловии к сборнику "Новая дегенарация" горько вздыхает об отсутствии в Украине своей мусульманской культурной версии нации, выступает апологетом национальной героико-пророческой мифологии-"джихада":
осознает свое место во времени и пространстве («Город и площади», «Середмістя», «Дезориентация на местности», «Лексикон интимных мест»), странствует с караванами («Моя Европа, «Потяг 76», переводы поэтов-битников, Шекспира, Рильке, Пастернака, Мандельштама), общается с потусторонними посланниками («Экзотические птицы и растения»), осуществляет развенчание идолов (повести и романы "Слева, где сердце", "Рекреации", "Московиада", "Перверзия"), отправляет жертвоприношение-"рамадан" (роман "Двенадцать обручей"), провозглашает "хадисы" (книги "Послания в Украину", «Лексикон интимных мест», "Дьявол прячется в сыре", "Тайна" и др.), отправляет войска на покорение стойбищ неверных («Мариуполь»), осуществляет «исру» – «в середине ночи путешествие в Иерусалим» (книга интеллектуальных странствий «Здесь погребен Фантомас»). Надеемся, в будущем нас ожидает и «мирадж» – «вознесение к седьмому небу» с «рассеканием груди и омыванием сердца»…
А за ним подвизаются верные подвижники – «сахабы» («псы святого Юра» и и их журналы "Четвер", "Потяг 76", "Ї" и "Киевская Русь"). Они уже создали образ этакой среднеевропейской Земли Франца-Иосифа III: "... Нам ... не нужна Европа реальная, она нужна бизнесменам, людям вещевой культуры. Мы здемиургировали свою Европу... Так когда-то Аксёнов написал "Остров Крым", где Крым не был захвачен большевиками, а остался независим. Так мы ориентированы на остров Европа ..., где всё еще существует Австро-Венгрия, где правит какой-нибудь Франц-Иосиф III... Демиургическое делание предлагает читателю свой текст вне общественных текстовых конвенций. Виртуальное разнообразие возможных миров предлагает доверится не конвенции (правилам игры), а собственному своеволию. Здесь открываются горизонты ницшеанского бога собственного мира, демиурга замкнутых на персональную, не опосредованную социумом, волю текстовых практик" [Єшкілєв В. Наша Європа // http://thule.primordial.org.ua/mesogaia/europa.htm]. И в этой "островной Европе" отдается предпочтение литературному мифу об Украине как стране хаоса, свободы, родине барокко и органичного постмодернизма.
Последующая судьба украинской культуры – это непримиримый «шариат» относительно всех не-европейских поползновений, но это и «имамат» как законное «Да!» на наследство от Руси-Украины и как «Великое Нет!» истории, которая идет дорогой невежества не в Киев-«Новый Иерусалим», а в Третий Рим! Но самая главная её миссия – это «Ашура», память о героях-мучениках Небесной Сотни и АТО, которая укажет и как верный путь и даст ответ на извечный вопрос: «Что делать?», так и поможет понять, что на повестке дня – борьба с любыми попытками идти на компромис с собственной совестью.
(с) Олег Гуцуляк
Комментариев нет:
Отправить комментарий