Слово "бахаи" (с ударением на последнем слоге) происходит от арабского слова "баха", означающего "свет" или "сияние", "слава", "великолепие".
Отдельное синкретическое религиозное учение, зародившееся в мусульманской среде.Бахаизм возник в Ираке в 60-х гг. XIX века в Багдаде. Основателем новой религии был перс, родившийся в Тегеране по имени Мирза Хусейн Али (1817—1892) в семье знатного человека, который занимал пост первого министра при шахском дворе. Мирза Хусейн Али стал известным под именем Бахаулла (в переводе с арабского: Слава Божия). В настоящее время у этой религии более 7 млн. последователей (источник - http://www.adherents.com/Religions_By_Adherents.html#Baha'i). Бахаистские общины имеются более чем в 200 странах мира. По географической распространённости (странам присутствия) Вера Бахаи — вторая в мире.
Учение бахаи оформилось как вполне самостоятельная религия, всецело основанная на учении её основоположника Бахауллы. Она не является культовым ответвлением, реформистским течением или сектой в рамках какой-либо другой религии, нельзя её назвать и просто философской системой. По словам известного историка и философа Арнольда Дж. Тойнби, "Бахаи — это независимая религия наравне с исламом, христианством и прочими признанными мировыми религиями. Бахаи — это не секта; это отдельно существующая религия, имеющая тот же статус, что и остальные признанные религии". В 1925 году Исламский суд Египта определил веру бахаи как отдельную религию, но не секту ислама.
Основы религиозного учения бахаи.
Бахаизм унаследовал идеи бабизма, созданного торговцем Бабом (араб. "Врата"), настоящее имя которого - Сиййид Али-Мухаммад. Основная идея бабизма состояла в утверждении, что Мухаммад был последним пророком Бога не для всей истории человечества, а только для определённого исторического этапа, а после него новый этап открывают два пророка, одним из которых является сам Баб. 23 мая 1844 года в персидском городе Ширазе Баб (в переводе с араб. "Врата") или Сиййид Али-Мухаммад, провозгласил скорое появление "посланника бога". Сам Баб утверждал, что и он являлся носителем божественного откровения, но его целью было подготовить человечество к приходу нового "Богоявления". Исламское духовенство негативно отнеслось к проповедям Баба. Баб был арестован и заключён в тюрьму, последователи Баба подверглись гонениям. 9 июля 1850 года Баб был расстрелян на площади в г.Тебризе. За период с 1844 по 1863 годы было казнено около 20 тысяч его последователей по всей Персии (ныне Иран). Баб - автор откровений и писаний, собранных в одну книгу - "Байян" (араб. "разъяснение").
В 1844 г. Бахаулла стал сторонником религиозного учения, которое называлось бабизмом - идейным источником бахаизма. После 4-месячного ареста в 1852 году, Мирза Хусейн Али (Бахаулла) был выслан в Багдад, где просидел 10 лет, только потом его решили перевести в Стамбул. Перед отъездом из Багдада Мирза Хусейн Али (Бахаулла) провёл 12 дней в загородном саду (который впоследствии назвали "Ризван") с 21 апреля по 2 мая 1863. С тех пор 21 апреля бахаисты считают днём рождения бахаизма (1-й день Ризвана). Мирза Хусейн Али стал Бахауллой - вторым пророком нового исторического этапа после Баба, и основал новую религию бахаизм. Умер он в 1892 году.
Бахаулла почитается бахаи как последний из ряда "Богоявлений". "Богоявлениями" бахаи считают Авраама, Баба, Будду, Заратустру, Кришну, Иисуса Христа, Моисея, Мухаммада и других представителей в разных религиях.
Бахи исповедуют единство бога, единство религий и единство человечества. Но это не означает, что различные религиозные учения похожи друг на друга. Они верят, что существует одна вера, Вера в Бога, и все Посланники Бога раскрывали её сущность. Согласно доктрине бахаи, «Для бахаи индуистского происхождения Бахаулла является новой инкарнацией Кришны. Для бахаи, являющихся выходцами из среды христиан, Бахаулла воплощает обещание Христа возвратиться „во славе Отца“, соединить всех людей, чтобы были „одна паства и один пастырь“».
Бог в бахаизме - это единственное сверхъестественное существо в мире. Бог - творец всего, что существует в видимом и невидимом мирах. Бог у бахаистов абсолютно благой, он не сотворил ни демонов, ни Сатану; они не существуют. Слово "демоны" используется бахаистами лишь для символического обозначения низменных побуждений, проявляющихся в низшей природе человека, а слова "Сатана" и "Дьявол" используется для обозначения совокупного зла, существующего в мире. Слово "ангелы" употребляется тоже символически: для обозначения наиболее чистых и совершенных душ, покинувших этот мир и живущих в мире ином.
Бог - это сверхъестественное существо, обладающее всеми совершенными качествами: Он всемогущий, всемилостивый, всеведущий. Он не только сотворил мир, но и управляет им. Человек не в состоянии познать его природу, но узнает о его качествах и делах по словам и делам его пророков.
На протяжении всего существования человеческого рода бог в бахаизме посылал (и в дальнейшем будет посылать) посланников с учениями в определённом месте и в определённую эпоху.
В бахаизме есть разночтения по вопросу о количестве посланников бога, приходивших на землю. Чаще речь идет о девяти посланниках. Называются следующие имена:
- Кришна (Индия),
- Авраам (Палестина),
- Моисей (Палестина),
- Зороастр (Персия-Иран),
- Будда (Индия),
- Иисус (Палестина),
- Мухаммад (Аравия),
- Баб (Персия-Иран),
- Бахаулла (Турецкая империя).
В бахаизме нет профессиональных служителей культа, , каждый верующий постигает истину самостоятельно. Раз в год, со 2 по 20 марта, бахаи соблюдают пост, воздерживаясь от приёма пищи и питья от восхода солнца до заката. Всякая работа, выполняемая в духе служения человечеству, рассматривается как богослужение.
Количество священных книг в бахаизме более ста. Все священные книги можно разбить на две группы:
1. - В первую группу входят сочинения, которые написали Баб, Бахаулла, его сын Абдул-Баха и его правнук Шоги Эффенди, а также послания Всемирного Дома Справедливости. Особенно выделяется книга Бахауллы "Китаб-и-Агдас" (с арабского - "Наисвятая книга", 1873 г.).
2. - Во вторую группу входят некоторые священные книги других религий. В частности, в качестве священных бахаисты почитают Библию, Коран и Бхагавадгиту.
Многие последователи веры бахаи считают свою религию мировой.
Душа. ад, рай.
В бахаизме душа - сверхъестественная часть человека, составляющая его сущность, душа не зависит от тела, душа каждого человека сотворена богом, души всех людей бессмертны. Жизнь в этом мире, по мысли Бахауллы, подобна жизни ребёнка во чреве матери: нравственные, интеллектуальные и духовные качества, которые человек с помощью Бога воспитывает в себе, будут «органами и конечностями», необходимыми для развития его души в мирах за пределами земного существования. После того, как тело умирает, душа продолжает жить. Она отправляется в путь к Богу через множество миров или плоскостей существования. Успешное духовное путешествие к Богу в традиционных терминах подобно жизни в раю.
Бахаисты признают существование рая и ада. Рай в бахаизме - это духовная близость к богу, а - ад - удаление от бога. Бахаисты считают, что, если пребывание праведников в раю является вечным, то пребывание грешников в аду - событие временное. В аду, идёт процесс перевоспитания душ грешников. Все души в мире ином продолжают развиваться и совершенствоваться. После того, как души нравственно переродятся в лучшую сторону, они приблизятся к богу и тоже окажутся в раю. Но чем больше грехов человек совершит при жизни и чем глубже эти грехи, тем больше времени будет продолжаться процесс его перевоспитания в аду.
Основные принципы вероучения Бахауллы
- Признание общего источника и неопровержимого единства всех основных религий мира;
- Самостоятельный поиск истины каждым верующим;
- Отказ от всех видов предрассудков (расовых, национальных, религиозных, классовых, политических);
- Признание того, что истинная религия всегда находится в гармонии с разумом и научным знанием;
- Значимость и необходимость всеобщего образования;
- Осуществление равноправия мужчин и женщин;
- Устранение крайних форм бедности и богатства;
- Установление федеральной системы мирового сообщества, основанной на принципах всеобщей безопасности и международной справедливости;
- Необходимость для каждого индивидуума следовать высоким личным моральным принципам;
- Всеобщий вспомогательный язык, с помощью которого люди разных народов свободно смогут понимать друг друга;
- Последовательное создание новой мировой цивилизации на основе приоритета принципов духовности.
- Отказ от фанатизма.
- Отказ от азартных игр.
- Отказ от употребления алкоголя или наркотиков. За исключением предписанного врачом.
- Признаёт ли Бахауллу пророком нашего времени?,
- Признаёт ли основные принципы учения бахаи?,
- Согласен ли с административным порядком бахаи?
Все бахаистские общины, существующие в мире, объединены в единую организацию, которая называется Международным Сообществом Бахаи (МСБ).
Развитие веры бахаи, согласно классификации Шоги Эффенди, делится на несколько периодов развития. «Героический», или «Апостольский», век длился с 1844 по 1921 год, до момента смерти Абдул-Баха; окончательно он завершился в 1932 году со смертью Бахиййе-ханум, старшей из дочерей Бахауллы. Сейчас идёт «Век Становления», или «Переходная эпоха», когда строится и укрепляется основание Администрации бахаи и эта вера выходит из безызвестности. Последней стадией развития веры будет «Золотой Век», когда она станет основанием для всей общественной жизни людей.
Бахаи приветствуют друг друга словами «Аллах-у Абха» (араб. «Бог Преславен»).
Центр бахаи находиться в Хайфе - Всемирный Дом Справедливости, который переизбирается каждые пять лет, Национальные и Местные Духовные Собрания — каждый год. Таким образом, с 1963 года делами мирового сообщества бахаи руководят только выборные органы.
В городе Хайфа на склонах горы Кармель располагаются так называемые «Сады бахаи», включающие Усыпальницу Баба, которую жители называют «Храмом Бахаи», и обрамляющие её террасы, а также комплекс административных зданий, образующих дугу: здание Международного центра обучения, резиденция Всемирного Дома Справедливости, Центр изучения текстов и Международный архив. Другие святыни, связанные с жизнью Бахауллы, расположены в городе Акко и его окрестностях, включая самое святое для бахаи место — Усыпальницу Бахауллы в Бахджи.
Свои храмы бахаи называют «Дома Поклонения», или Машрикуль-Азкар (с арабского «Место восхода хвалы Божьей»). Бахаулла повелел, чтобы в каждой местности, где проживают бахаи, был возведен храм с девятью входами и одним куполом, символизирующим единство религий. В Индии существует знаменитый "Храм Лотоса", а храм бахаи в Северной Америке назван одним из семи чудес штата Иллинойс. Первый в мире храм бахаи был построен в 1908 г. в Ашхабаде (поврежден землетрясением в 1948 г. и снесен в 1963 г.). В настоящее время действует 7 Домов поклонения бахаи, называемых «Материнскими Храмами» на каждом континенте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий