17 апреля 2011

Олег Гуцуляк: Золото Галиции

Византийский историк Феофилакт Симокатта рассказывает, что у варваров над Днестром есть гора, которая называется «золотой» (hrysos horos), потому что на ней очень плодоносны растения. она богата дикими зверями и скотом, и что у тюрок (т.е. авар) в обычае было предоставлять эту «золотую гору»в распоряжение главного кагана[Феофилакт Симокатта. История. – М.: Изд-во АН СССР, 1957. – С.161].

Это свидетельство можно сопоставить как сприкарпатскими сказками о «золотой горе»(к которой в некоторых версиях добавляются «серебрянная» и «железная» горы), где живет Змей, которого побеждает герой, так и с легендой о том, что в приднестровском Галиче на Крылосской горе, возле Успенского собора, находился «Золотой Ток» – символ харизмы галицкого князя (ср.: др.-инд. tagas «золото», teigasa «металл», др.-ирл. tigh, teach «дом»). Якобы, когда монголо-татары напали на Русь, этот «Золотой Ток», как и соседний «Монастырь» (возле с. Межигирцы), спрятался под землю, но явиться на поверхности одновременно с появлением лучезарного всадника-витязя на белом коне[Пушик С. Золотий Тік. – Ужгород: Карпати. 1971. – С.75]. Рядом фиксируются микротопонимы «Серебряный Ток», «Железный Ток шолудивого Буняка» (возле с. Танява Долинского р-на), «Божий Ток» (на горе Ростова с «Бабиной норой» у с. Межигирцы возле Галича), «Борычев Ток» (ср. с киевским «Боричевым/Андреевским узвозом»), «Медный Ток» (часть леса Березовка возле с. Старые Богородчаны) [Пушик С. Галицькі «Токи» – місця давніх святилищ // Галич і Галицька земля в державотворчих процесах україни (матеріали міжнародної ювілейної наукової конференції). – Івано-Франківськ – Галич : Плай, 1998.– С.288-].

В этом контексте интересно само название галицкой горы Крылос (< *Kry-dlo-s), которое этимологизируется от «крыть», «скрывать». Со временем оно подверглось «народной этимологии» в направлении к названию архитектурного элемента храма, в котором существовал крипторий (от др.-греч. krypto «прячу, скрываю», krypte «подземный ход»). Возможно, функциональное назначение топосов Крилос и «Золотой Ток» обнаружится при обращении к данным фольклора. У белорусов досих пор существует обычай закапывать в ямы среди селений обмолоченное зерно, а у русских известна игра на святки«Хоронить золото и чистое серебро» [Максимов С. Русская мифология: Нечистая, неведомая и крестная сила // Литературная Россия. – 1990. – №16. – С.16].

Известно также, что в одном из вариантов старофранцузского эпоса «Песня о Роланде» встречается фраза “or de Galice” («золото Галичини») и считается, что золото здесь в соединении с названием страны является одним из т.н. «общих мест» эпоса для обозначения богатств территории. О том, что здесь речь идет не об испанской Галисии или кельтском Уэльсе (Gales) свидетельствуют другие варианты этого эпоса, где слово Galice заменено на Rus, что дает основания утверждать, что говориться именно о русской Галицкой земле. Кроме того, рядом всегда упоминаются поляне, бужане, лютичи, сербы, уличи, «эсклавы» и т.д. [Дробинский А.И. Русь и Восточная Европа во французском средневековом эпосе // Исторические записки. – М.: Изд-во АН СССР, 1948. – Вып. 26. – С.105; Качуровський І. «Пісня про Роланда» в українському перекладі Василя Щурата // Всесвіт. – 1994. – №9. – С.180]. Эпитет Галичины в летописях как «Червенская», «Червоная» также может принадлежать к тому же эпическому кругу определения богатства и священности земли.

Сам топоним Галич, соотнесенный летописцем с «Галичиной могилой», можно этимологизировать как след иллиро-фракийского наследия (субстрата): < албан. gjalliqes «воскресение» (< gjallё „живой” ~ гот. *qius „живой” > „Киев” как город готов-росомонов с горой Кия). Именно в Галиче есть урочище Воскресенское с ротондой-квадрифолием и погребением княжеского времени, находящееся на холме правой стороны Мозолевого потока через яр возле урочища Качкив (укр. «качка» – «утка»), где и находится Галичина могила (ср. другие следы этого субстрата: Карпаты < албан. karpё „скала”; Кодры < алб. kodёr „холм”; Уж (гидроним) < алб. ujё „вода”; Лимници (гидроним) алб. < lumё „реа” [1]; Kуты(поселение) < алб. kuti «вместилище»; Крак (эпоним города Краков) < алб. krah „плечё; рука”; «лис» (укр. «лес») < алб. lis „дуб”; «мур» (укр. «крепостная стена») < алб. mur „стіна; укр. „неня” < алб. nёnё „матір”; „бояры” < албан. bujar “благородный, щедрый”, bujari “благородство, щедрость”, burrё „муж” ~ кельт. boaire „собственники великого рогатого скота»). Следует принять во внимания слова А.В. Десницкой, что заимствования в восточнославянские языки из палеобалканских, датируемые второй пол. І тыс. н.э., в основном связаны именно с культовыми явлениями, происходили путем живого общения в народной среде. Кроме того, присутствуют факты гидронимных элементов иллирийского происхождения (верхняя часть бассейна Днестра и южная полоса правобережного Полесья, а также редкие явления на правобережной Надднепрянщине) свидетельствуют и о долгих межэтнических контактах, имеющий разный характер в разные эпохи [Желєзняк І.М. До проблеми іллірійської топонімії на Україні // Мовознавство. – 1990. – №6. – С.29-35].

Летописная легенда о том, что только «сидение на Галичиной могиле» дает право/харизму на княжение в Галиче может быть соотнесена с кельтским мотивом «тронного холма» (валл. gorsedd; имеет также значения “двор”, “собрание”; ирл. sossad “ложе”, “холм”, “укрепление”, “открытое пространство/поле”), находящегося посреди кладбища [Рис А., Рис Б. Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе / Пер. с англ. и послесл.Т.А. Михайловой. – М.: Энигма, 1999. – С. 207] (т.е. окруженного предками; ср.: Arturs Seat “Трон Артура, холм возле Эдинбурга”). Племенные короли (вожди) в Ирландии именовались «королями вершин» (ri benn), а название верховной столицы Ирландии Тары (Темры) происходит от temair «холм» (ср. с селищемТемеривци возле Галича).

[1] Пласт самых ранних славянских гидронимов образуют древнеевропейские назвы водоемов, оформленных с помощью славянских формантов, суффиксации, аблаутации и т.д. По Ю. Удольфу, эти гидронимы на север от Карпат между верхними течениями Одера и Днестра и до среднего течения правобережья Днепра. Также собственно славянскими топонимами Правобережье Украины входит в центральноевропейский топонимический ареал на северо-восток от Альп[Гідронімія України в її міжмовних і діалектних зв'язках / Відп.ред. О.С. Стрижак. — К.: Наук.думка, 1981. — С.32]. Существование неких «северных иллирийцев» подтверждают данные лингвистики, согласно с которыми названия великих рек лужицкого ареала, Эльбы, Одера и Вислы, могут быть этимологизированы только с иллирийского праязыка [Pokorny J. Urgeschichte der Kelten und Illyrier. — Halle, 1938. — S.19; La Baume W. Urgeschichte der Ostgermanen. — Danzig, 1934. — S.6].


Комментариев нет:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...
"... Надо обновить идею эллинизма, так как мы пользуемся ложными общими данными... Я наконец понял, что говорил Шопенгауэр об университетской философии. В этой среде неприемлема никакая радикальная истина, в ней не может зародиться никакая революционная мысль. Мы сбросим с себя это иго...Мы образуем тогда новую греческую академию... Мы будем там учителями друг друга... Будем работать и услаждать друг другу жизнь и только таким образом мы сможем создать общество... Разве мы не в силах создать новую форму Академии?.. Надо окутать музыку духом Средиземного моря, а также и наши вкусы, наши желания..." (Фридрих Ницше; цит. за: Галеви Д. "Жизнь Фридриха Ницше", Рига, 1991, с.57-58, 65, 71-72, 228).

Ярлыки

"Слово о полку" (1) Азия (9) Албания (1) албанцы (1) алхимия (2) анархизм (1) Анатолия (4) антикапитализм (1) антисоветизм (1) античность (4) Античный мир (10) антропософия (2) арии (4) арийцы (1) аристократизм (1) архетипы (5) Атлантида (4) афоризмы (1) Африка (1) Балканы (5) Балтика (2) Балты (2) бахаи (1) Ближний Восток (6) Болгария (1) Бонапартизм (3) Британия (1) Буддизм (4) булгары (1) былины (1) Ваал (1) варварство (1) варяги (3) Венгрия (1) Византия (1) Власть (1) Гайдамаки (2) Галисия (1) Галиция (6) Галич (3) Галичина (13) Гендер (2) Генеалогия (9) Генон (1) геокультура (1) геополитика (10) германцы (2) герои (1) Гильгамеш (1) гностицизм (1) Готы (16) Грааль (1) Греция (1) Грузия (1) гунны (1) Гуцулы (8) Гуцуляк (12) Даосизм (1) демократия (1) детофобия (1) диаспора (1) Дионис (1) доклады (2) Древний Египет (3) Дугин (2) духовность (2) Евразийство (24) Евразия (3) евреи (1) Ефремов (2) женщины (1) знаки (2) Иван Франко (2) Индия (5) индо-европейцы (5) индуизм (3) инициация (3) Интервью (10) интертрад (1) Ислам (3) историософия (2) исторический материализм (1) история (4) иудаизм (1) йезиды (1) Кавказ (6) казаки (3) капитализм (4) Карпати (2) Карпаты (11) Карфаген (2) католичество (1) Кельты (11) Киев (1) Киевская Русь (25) Китай (2) классы (2) книга (3) книги (2) козаки (2) Козацтво (4) Коліївщина (1) коммунизм (2) конспирология (2) конференции (1) Конфуцианство (1) Корея (1) Косово (1) крестоносцы (1) Криптополитика (7) Культура (57) Латинская Америка (1) Левое движение (4) левые (1) Леся Украинка (1) Лингвистика (16) Литература (20) личности (17) манифесты (2) марксизм (1) масоны (1) менталитет (1) ментальность (1) метафизика (1) Мифология (66) Монархизм (8) мораль (1) Мория (1) Москва (1) музыка (5) Налимов (1) наркотики (1) наука (1) Национализм (20) нация (5) неосарматизм (1) Неоязычество (7) Ницше (3) Ницще (1) Новости (5) Новые правые (26) норманны (1) Общество (22) Оккультизм (4) Олег Гуцуляк (8) Орден (3) Ордены (1) осетины (2) Осетыны (2) отзывы (1) патриотизм (1) пикты (1) писанка (1) письмо (2) плейкаст (1) Плейкасты (1) Подолье (1) Поезія (3) Полесье (1) политика (44) Политика (1) постмодернизм (1) потмодернизм (1) поэзия (1) презентации (1) примордиализм (6) Примордиальная Философия (19) прометеизм (1) пророчество (1) психология (1) Революция (20) Религия (13) Республиканство (1) Рецензии (4) рим (4) родовод (1) Росія (2) Россия (24) Русь (7) рыцарств (1) Рыцарство (5) Сарматы (11) сатанизм (2) свобода (1) семантика (2) Сербия (1) символы (2) скифы (8) славяне (45) События (1) социализм (2) социальная философия (1) социология (5) Спарта (1) Средиземноморье (2) СССР (1) Сталин (1) сталинизм (1) статьи (3) стихи (2) Султанов (2) суфизм (1) США (1) Танцы (3) Творчество (6) Тибет (1) Тойнби (1) топонимия (1) традиционализм (7) традиция (6) Триполье (1) Тюрки (6) убийство (1) Угро-финны (4) Угры (1) Укаина (1) Украина (81) Україна (4) утопия (1) фантастика (11) фашизм (1) Филология (11) Философия (45) филосфия (1) ФКК (1) Франция (1) футурология (7) Хайдеггер (2) Христианство (20) царственность (4) царство (1) Цивилизация (58) цитаты (1) человек (5) человечество (2) ченнелинг (1) черкесы (1) Шамбала (1) Шевченко (1) шовинизм (2) Шотландия (1) шумеры (1) эзотерика (8) экономика (1) элита (2) Эпиграфы (1) эпос (4) эстетика (1) этнология (36) этруски (1) язык (1) языки (2) язычество (3) Япония (1)

Гильдии

Гильдия авторов и правообладателей
Официальный сайт и торговая площадка компании ООО НПО "Солярис-Сервис" для реализации и распространения е-товаров.
http://e-galo.ru/



Конкурс «Оккультное просвещение — 2013», посвящённый 75-летию со дня рождения Евгения Всеволодовича Головина
http://vk.com/op2013